ВЫСТУПЛЕНИЕ президента страны Владимира Путина в Министерстве обороны Российской Федерации на расширенном заседании по итогам работы министерства в целом произвело даже на военных далеко не однозначное впечатление. В первую очередь ожидали, что президент России выступит именно в качестве Верховного главнокомандующего Вооруженных сил государства и в своей программной речи обратит внимание на вполне конкретные и осязаемые проблемы: совершенствование военной организации государства, улучшение технического оснащения армии и флота, повышение боевой и мобилизационной готовности, остановится на боевом и численном составе Вооруженных сил и других силовых структур. Однако этого не произошло. Относительно проводимой военной реформы президент ограничился общими словами и фразами, затем стал мельчить, а потом и вовсе перешел на частности и личности и дошел до публичных разносов отдельных представителей исполнительной власти.
По сути предстоящих крупных организационно-штатных мероприятий выступили начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин и начальник Главного оперативного управления генерал-полковник Юрий Балуевский. Впервые после августовского заседания Совбеза Генштаб озвучил ряд основных положений реформирования Вооруженных сил. Стало известно, что в самом начале декабря президенту России будет представлен План строительства Вооруженных сил на период 2001-2005 гг. и Программа вооружения армии на период 2001-2010 гг. Предстоящее сокращение Вооруженных сил на 365 тыс. военнослужащих и 120 тыс. гражданского персонала коснется всех ныне существующих видов Вооруженных сил - Сухопутных войск, ВМФ, ВВС и РВСН, а также ВДВ как единственного рода войск.
Согласно плану, к 2005 г. Вооруженные силы должны перейти на трехвидовую структуру, которая будет включать в себя: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот с наличием трех родов Вооруженных сил. Первый род - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), второй род, название которого пока не определено (пока в наработках фигурирует рабочее название "Космические войска"), будет объединять Войска ракетно-космической обороны (РКО) и Военно-космические силы (ВКС), третьим остается уже существующий род - Воздушно-десантные войска (ВДВ).
Однако есть определенные сомнения, что, подвергая поспешному разрушению уже отчасти устоявшиеся структуры, не совершается ли "строителями" Вооруженных сил очередная ошибка? Военное строительство в России за последние десять лет и без того напоминает движение по замкнутому кругу или бег на месте - объединить-разъединить.
В этот раз руководители Минобороны особо подчеркивают тот факт, что сокращению подвергнутся те войска, которые не влияют на выполнение боевых задач. Генералы, и это мягко говоря, лукавят. Непонятно, где в Вооруженных силах можно найти более 300 тысяч писарей, сапожников, поваров и кладовщиков. Да и без них, по сути говоря, любой войсковой организм будет не вполне функционально полным.
Судя по содержанию и тональности представленных документов, сторонники генерала Анатолия Квашнина в не знающем прецедента в отечественной истории Вооруженных сил споре с приверженцами маршала Игоря Сергеева одержали окончательную победу. Хотя вряд ли с достаточными на то основаниями можно рассматривать план строительства Вооруженных сил и программу вооружения армии в качестве детища только Анатолия Квашнина и представлять амбициозного военачальника как единственного составителя этих масштабных планов. В целом эти документы являются финишным результатом работы "мозга армии" - Генерального штаба, а также главных и центральных управлений Министерства обороны. К несомненным ошибкам в деятельности маршала Игоря Сергеева можно отнести тот факт, что он в своей работе пытался обойтись без опоры на Генеральный штаб и заменить при этом "мозг армии" ближним кругом помощников, советчиков и ведомственным научно-исследовательским институтом. А как известно, командира-победителя без слаженного штаба не бывает. Все предыдущие попытки создания в стране и армии "параллельных" генеральных штабов, как правило, заканчивались провалами.
И о главном. Несмотря на то что все цифры предстоящего сокращения силовых структур озвучены и доведены до сведения общественности, до сих пор непонятно, где же тот главный документ, на основании которого будет осуществляться дальнейший секвестр численности военной организации России. Совет безопасности РФ, по Конституции государства - орган совещательный, и решения, которые принимаются в ходе его работы, должны оформляться соответствующими указами и распоряжениями президента России. Насколько известно "НГ", таких документов пока нет.