ПРЕЗИДЕНТ России Владимир Путин 13 ноября выступил с заявлением, посвященным проблемам разоружения. Россия "не видит оснований, которые препятствовали бы дальнейшим глубоким сокращениям стратегических наступательных вооружений", говорится в заявлении главы государства. "...Мы предложили США, в том числе на самом высоком уровне, поставить в качестве цели достижение радикально пониженных уровней ядерных боезапасов у наших стран до 1500 единиц, что вполне реально сделать к 2008 году". Путин выразил надежду, что сенат США "последует примеру" Федерального собрания Российской Федерации и завершит ратификацию Договора СНВ-2 и договоренностей в области ПРО.
К сожалению, надо признать, что к подобным инициативам российских политиков объективно подталкивает состояние отечественных стратегических ядерных сил. Как полагают хорошо информированные эксперты, при существующих темпах производства МБР "Тополь-М" (до шести ракет в год) к 2008-2010 гг. стратегическая группировка будет состоять не более чем из 200 носителей. Определенные надежды Кремль связывает с одобрением российских предложений мировым сообществом, вероятной поддержкой их Китаем и, возможно, рядом западноевропейских стран. Помимо этого ожидается положительная реакция Генеральной Ассамблеи ООН. Однако весьма вероятно, что и этого может оказаться недостаточно для изменения жесткой и в то же время противоречивой позиции американской администрации. С одной стороны, в США громко звучат требования пересмотреть условия Договора по ПРО, а с другой - они вроде бы и не против сокращения СНВ.
Как передает корреспондент "НГ" Дмитрий Косырев из Улан-Батора, президент Владимир Путин перед отлетом из столицы Монголии прокомментировал новую инициативу Москвы по поводу радикальных сокращений стратегических вооружений. "Хочу обратить ваше внимание, - сказал он на пресс-конференции, - что заявление Москвы сделано специально, чтобы подчеркнуть, несмотря на "процессы" во внутренней политике США, что наши контакты с американскими партнерами в этой важной сфере не прекращаются". "Мы находимся, - продолжил президент, - в позитивном контакте по линии внешнеполитических ведомств". Путин выразил надежду, что этой тематике будет уделено должное внимание на встрече с президентом США Биллом Клинтоном в Брунее, куда Путин уже прибыл из Монголии. В России, добавил Путин, хорошо осведомлены о внешнеполитических аспектах программ двух кандидатов на пост президента, и "мы вправе рассчитывать, что, кто бы ни был нашим партнером в будущем, элементы преемственности сохранятся".