Оружие в югославском кризисе до вчерашнего дня молчало...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
ВПЕРВЫЕ с начала нынешней стадии югославского кризиса, который отсчитывают с президентских выборов, в Белграде послышались выстрелы. Они отчетливо звучат практически под окном корпункта "НГ", но надежной информации о том, кто и в кого стреляет, в находящихся в некой истерике югославских СМИ сейчас найти трудно. Так же трудно понять, кому сейчас принадлежит власть в стране и кому будет принадлежать в ближайшее время.
Руководство страны, как сообщают источники во властных структурах, очевидно, встало перед выбором: введение чрезвычайного положения или отставка президента. В то же время нижняя палата югославского парламента, абсолютное большинство в которой получили социалисты, начала вчера формирование нового союзного правительства, оставив мандат премьер-министра Момиру Булатовичу.
Впервые за время послевыборных демонстраций произошли крупные столкновения с полицией, которая до этого момента вела себя весьма корректно. В армии, как и в полиции, наблюдаются серьезные "расколы и шатания". В среду начальник генерального штаба Небойша Павкович заявил, что "армия Югославии всегда на стороне своего народа" и "никогда не будет употреблена не в соответствии с законом".
Вчера в Белград начали стекаться сотни тысяч людей со всей Сербии. Во многих городах оппозиция организовала вывоз своих сторонников в столицу. По замыслу ДОСа, вчера в 15 часов по местному времени перед зданием федеральной скупщины оппозиция собиралась объявить свой ультиматум, который заключается в следующем: Милошевич должен немедленно признать свое поражение, Центральная избирательная комиссия - объявить результаты первого тура окончательными, главный редактор редколлегии РТС (гостелерадио) подать в отставку. Однако вчера ситуация полностью вышла из-под контроля руководителей оппозиции, фактически обернувшись стихийным восстанием.
Эпицентр событий, видимо, вокруг здания парламента, окруженного несколькими цепочками полиции. Именно туда стекалась весь день основная масса демонстрантов. Сначала полицейские пытались отогнать первые ряды демонстрантов с помощью слезоточивого газа. Затем раздались выстрелы.
В стране назревает серьезный кризис с электричеством из-за остановки крупнейшего горнодобывающего предприятия "Олубара", снабжавшего большинство электростанций Сербии, во многих городах нет света. По оценкам специалистов, оставшихся запасов топлива хватит не более чем на три-четыре дня.
В среду к забастовке присоединились государственные и частные предприятия связи, среди которых "Телеком Сербия" - монополист сотовой связи, а также водонапорные предприятия, отвечающие за водоснабжение города. То, что происходит в Белграде в эти дни, можно назвать революцией нового поколения. Студенческие лидеры философского и юридического факультетов Белградского университета организуют митинги в поддержку оппозиции, выводя на улицы тысячи молодых людей. Кстати, вчера, как стало известно, властями был снят с должности декан философского факультета - колыбели молодежного радикального движения "Отпор", входящего в оппозиционную коалицию, - Михайло Воеводич. На его место был назначен Мирко Зуровац.
Накануне, после того как оппозиция вывела на улицы сербских городов несколько сотен своих сторонников, требующих немедленного признания победы Воислава Коштуницы на президентских выборах, федеральная избирательная комиссия Югославии не нашла ничего другого, кроме как аннулировать результаты первого тура. Таким образом она попыталась разрешить ситуацию, при которой верхи, то есть Милошевич, никак не могут отказаться от власти, а низы ни при каких условиях не хотят мириться с тем, что им навязывают свои правила игры. Получается, что выборы всем приснились, Коштуница - никто (то есть просто один из лидеров оппозиции), и можно передохнуть и подумать о том, что делать дальше.
Напомним, что после объявления Коштуницы победителем в первом туре президентских выборов, что далось ЦИК нелегко (по ее подсчетам, он набрал не 52%, как утверждает демократическая оппозиция Сербии, а лишь 48% голосов), официально был объявлен второй тур. Оппозиция категорически отказалась от участия в нем, провозгласив Коштуницу на Площади Республики в центре Белграда президентом Югославии. Лидеры оппозиции восприняли нынешнее заявление ЦИК об аннулировании выборов как очередную манипуляцию властей. По словам лидера Демократической партии Югославии Зорана Джинджича, речь идет о "вершине цинизма", очевидном "злоупотреблении положением со стороны избиркома" и "очередном обмане" четырех миллионов человек, отдавших свои голоса за новую власть. "Крупной ловушкой" назвал решение избиркома Воислав Коштуница.
Так или иначе, сейчас, когда ежедневно на улицы выходят сотни тысяч человек по всей Сербии, стоят заводы, не хватает электричества, не работают школы и больницы, на неработающих магазинах и учреждениях висят таблички с надписью "Закрыты из-за кражи голосов", второй тур был бы просто немыслим. Под большим вопросом и возможность проведения перевыборов. Тем более что в адрес властей выдвигаются серьезные обвинения в подтасовке результатов первого тура, в утайке голосов более 50 тыс. военнослужащих и заключенных. Так или иначе, никто и никогда уже не узнает, сколько голосов и кто получил, - более того, этого всерьез никто и не хочет знать.
Как стало известно из неофициальных источников МИД РФ, высокопоставленные российские дипломаты до последнего времени сходились лишь в одном: необходимо избежать кровопролития, пусть даже и ценой проведения второго тура. СМИ сообщают о вторичном приглашении Милошевича и Коштуницы в Москву, которое Владимир Путин сделал в Бомбее. Как заявил Младжан Динкич, директор независимой экономической группы, работающей с оппозицией - "J-17 плюс", если Путин хочет выступить в качестве посредника в разрешении сложившейся ситуации, он сам должен приехать в Белград, где будет встречен с распростертыми объятиями, а не зовет Коштуницу в Москву, так как "именно в Сербии, а не в России сложилась подобная кризисная ситуация". Комментарии излишни. Так или иначе, если ситуация окончательно скатится к хаосу, то ее не разрешат уже ни Милошевич, ни Коштуница.
Белград