ПОМИМО времени, диктующего реформу ООН, как говорили в ораторском состязании первого дня саммита большинство лидеров государств - его участников, в том числе и России, во многом определяющей в этом вопросе является позиция США как страны, вносящей в бюджет этой международной организации самые большие "пожертвования". Внезапно проснувшееся не без участия конгресса США желание справедливости в этом вопросе имеет вполне конкретное отражение на принципах устройства ООН. Если США отказываются платить, ООН сколько угодно может реформироваться, однако без финансовой поддержки одной из самых богатейших стран мира все усилия на этом поприще окажутся безрезультатными. Тем более что речь в первую очередь идет о содержании миротворческого контингента ООН. Во время двусторонней встречи с российским президентом Билл Клинтон жаловался на то, что конгресс давит на него с целью изменения шкалы взносов в ООН на обеспечение миротворцев.
Вообще финансовыми аргументами оперировали на саммите не только США. Япония, претендующая на вступление в СБ в качестве постоянного члена, также вполне однозначно давала понять, что второе место после США по объемам взносов дает ей право на обретение этого статуса. Россия, являющаяся одним из пяти постоянных членов СБ, еще накануне саммита устами ее президента во время его визита в Токио высказала поддержку этой инициативе, равно как и подобным притязаниям Германии в приватной беседе Путина и Шредера. Но пока не будут выработаны новые принципы формирования СБ, о его расширении не может идти речи.
Впрочем, сама итоговая резолюция заседания СБ не могла не порадовать российскую дипломатию. Документ этот - подписанный США среди прочих стран, - прежде всего является отражением российской позиции. По сути, он содержал косвенный ответ на косовские события. На саммите Путин неоднократно говорил о том, что только СБ ООН вправе принимать решение о применении силы, и вполне прозрачный выпад в адрес США эту страну не задевал столь сильно, как год назад. Клинтон в своей речи опять-таки косвенно извинился за действия своей страны в Югославии. С одной стороны, Клинтону недолго осталось президентствовать, и если еще год назад на заседании ОПЕК он в приватных беседах объяснял этим некоторые не слишком ординарные для американского президента высказывания, то для скептиков такие итоги СБ выглядят не слишком убедительно. С другой стороны, как считают в российской делегации, официально подтвержденная пятью странами - членами Совбеза определяющая роль этой организации в решении о проведении силовых акций абсолютно не зависит от того, кто будет следующим президентом США, - позиция этой страны задокументирована на саммите, и желание любого нового главы государства ее изменить будет означать попытку нарушить договоренности.
Еще одна составляющая саммита - двусторонние встречи - помимо вышеперечисленной тематики носила и строго индивидуальный характер. Для российского президента фоном практически всех двусторонок (исключая самые экзотические варианты, как, например, встречу с лидером Индонезии, который выразил благодарность российскому президенту за то, что тот "не склоняет головы перед США") стали вопросы о событиях на подводной лодке "Курск" и свободе слова в России. Если гибель моряков в зависимости от страны-собеседника (США дали новые данные о взрыве, зафиксированном в районе пребывания "Курска", Норвегия приняла благодарность от России за помощь в спасательной операции) фактически была отыграна до саммита, свобода слова, но уже не на примере НТВ, а ОРТ, стала темой номер один. Впрочем, встретившиеся внутри России два желания - Путина: руками администрации разобраться с ОРТ и Березовского: достойно, наподобие Малашенко, скандально сопроводить визит российского президента - не возымели должного эффекта. На Западе в отличие от событий с Гусинским во время поездки Путина по Европе жест Березовского с акциями ОРТ не стал новостью номер один. Если и говорили о свободе слова в России, то гораздо более вяло, чем во времена скандала с Медиа-МОСТом.
Зато неожиданно заиграла на саммите нефтяная тема. США, видимо, не упустили случая, чтобы продавить решение об увеличении квот на экспорт нефти. По крайней мере сразу по окончании саммита сессия ОПЕК приняла нужное для США решение. Россию, к слову, пригласили вступить в ОПЕК, но пока наша страна собирается присутствовать лишь как наблюдатель.
Вообще в российской делегации цель большей части двусторонок, конечно же, не с Клинтоном, Шредером или Блэром определили как знакомство с лидерами стран. Тем более что многим из них предстоит в ближайшее время приехать в Россию, а некоторых из них - посетить президенту Путину. Правда, хотя российский президент собирается с визитом во Францию, который начнется сразу после заседания ОБСЕ, встречи с Шираком у Путина не было.