Основным мероприятием в Южно-Сахалинске стало совещание президента с российскими и иностранными инвесторами по итогам прошедшей накануне приезда Путина конференции "Соглашение о разделе продукции-2000". Сахалин, по сути, является чуть ли не единственной областью, где японский капитал представлен солидными объемами. Японские компании задействованы в освоении нефтяных месторождений в рамках проекта "Сахалин-1" и "Сахалин-2", которые и пытаются работать на условиях СРП. В остальном же соседи не слишком проявляют рвение, тем более что российские инвестиционные риски слишком высоки. Владимиру Путину в этом смысле было важно показать не только российским "вкладчикам", но и японским, что государство напрямую заинтересовано в самом существовании механизма СРП, позволяющего иностранцам выгодно вкладывать деньги в Россию. Впрочем, чуть не единственный пример применения СРП на практике - "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - является не таким уж удачным. Из прогнозируемых 12,8 млрд. долларов капвложений в "Сахалин-1" поступило лишь 455 млн. При этом добыча нефти пока еще не ведется, хотя соглашение было подписано несколько лет назад. Как отмечали почти все участники совещания, были допущены серьезные ошибки при заключении этих соглашений. Однако если государство откажется от своих обязательств, Россия, по данным источников "НГ", может потерять порядка 1,5-2 млрд. долларов, не говоря уже о тех остатках доверия иностранцев, которые еще сохранились после кризиса 1998 года.
В этом смысле Путин успокоил инвесторов. Вопрос о существовании СРП, хотя и были допущены ошибки, в России не стоит. Условия для иностранных и российских инвесторов должны быть разные, а белые пятна в законодательстве будут ликвидированы в ближайшее время. На этот счет в правительстве уже есть план-график. Впрочем, СРП по другим месторождениям должно в большей степени учитывать государственные интересы. Видимо, поэтому почти половину предложений, которые выработали на конференции СРП-2000, Путин, ознакомившись с ними во время совещания, с ходу отмел. Не согласился президент и с желаниями инвесторов платить налоги натурпродуктом, "с пониманием" отнесшись к желанию "Роснефти" заниматься ее реализацией. Отверг президент и заявление министра торговли Германа Грефа и главы нефтяного совещательного форума Глена Уоллера о том, что принято решение создать единый специальный орган и координационный центр, который бы занимался СРП. Президент считает, что создание дополнительной бюрократической структуры не имеет смысла. От гарантий правительства по СРП, по словам Путина, также надо уходить. Зато в законодательство необходимо внести поправки.
Насчет ликвидации дисбаланса цен на энергоресурсы внутри страны и за ее пределами, которой хотят инвесторы, Путин заявил, что к этому надо стремиться. Однако он напомнил, что для достижения этой цели приходится применять нерыночные методы, да и цель сама по себе настолько сложна, что можно говорить пока только о желании ее достичь. Зато президент уточнил степень участия субъектов РФ в проектах СРП, пообещал инвесторам оказывать госсодействие при транспортировке продукции, а также позаботиться о решениях проблемы возврата НДС иностранным инвесторам. В общем-то весь инвесторский пыл был выпущен еще накануне приезда Путина, а его выступление, хотя и довольно жесткое, давало ответ на главный вопрос, собирается ли государство отказываться от своих обязательств. Видимо, поэтому у иностранных инвесторов, в том числе и японских, не возникло вопросов к президенту.
Южно-Сахалинск