Рисунок Вадима Мисюка
НЕ ТАК давно на брифинге, посвященном итогам первых двух месяцев работы правительства, министр экономического развития и торговли Герман Греф убеждал присутствующих журналистов в том, что его министерству не понадобилось времени "на раскачку" - оно сразу занялось конкретными делами. При этом главной заслугой правительства он назвал внесение поправок в налоговое законодательство, в частности, отмену многих налогов с оборота.
Смягчение налогового бремени, безусловно, пойдет на пользу отечественной экономике. Однако вряд ли одной только этой меры хватит, чтобы существенно улучшить положение в отечественном бизнесе. Рост производства в реальном секторе экономики может очень скоро остановиться, если российское правительство будет по-прежнему крайне мало уделять внимания защите интересов отечественных компаний на международных рынках.
Конечно, сейчас пока трудно обвинять какого-то конкретного министра или все правительство в том, что государство фактически отказалось от поддержки отечественных экспортеров. Хотя к настоящему моменту назначены все министры и вице-премьеры, а также утверждены структуры и функции многих ведомств, процесс формирования кадрового состава отечественных министерств и комитетов еще не закончен. Однако к осени, когда, видимо, все ключевые посты в министерствах и ведомствах будут распределены, станет ясно, насколько новая власть окажется способной не только "закручивать гайки" разного рода налоговыми расследованиями, но и помогать отечественным компаниям развивать производство и расширять рынки сбыта.
И одним созданием свободной конкуренции, за которую ратуют некоторые представители экономического блока правительства, не обойтись. Этой осенью отечественные металлургические компании, доходы от экспорта продукции которых стоят на втором месте в списке поступлений в отечественный бюджет, будут втянуты в новую волну антидемпинговых разбирательств по всему миру. Это не касается переговоров с США по поставкам нашей стали, так как еще год назад российские компании, не получив должной защиты от отечественного правительства, вынуждены были пойти на уступки американцам. В этом сезоне отечественные металлурги могут только добиться небольшого расширения квот и пересмотра цен в рамках подписанных дискриминационных соглашений.
Российскому правительству, и прежде всего Герману Грефу как министру экономического развития и торговли, предстоит отстоять позиции России в антидемпинговых разбирательствах, ведущихся против отечественных компаний в 46 странах мира. Сейчас против России действует более 90 ограничительных квот, большинство которых касается продукции именно металлургической отрасли.
География стран, которые пытаются закрыть для нас свой стальной рынок, весьма обширна - от развитых США и Европы до Индии и Колумбии. Напомним, что после антидемпинговых расследований, развернувшихся в 1998 году в США, подобные меры по отношению к российским производителям были применены во многих странах мира. Последними в процесс "выдавливания" российской продукции со своего рынка включились страны Латинской Америки - Мексика, Перу, Аргентина, Колумбия и Венесуэла. Их тактика очень проста - не обладая существенными доказательствами, подтверждающими обвинения в демпинге, сталелитейные компании этих стран подают жалобы в свои торговые органы. Разбирательства длятся несколько месяцев и, как правило, прекращаются за недоказанностью обвинений. Однако на время расследований российские металлурги вынуждены прекращать отгрузку стали на эти рынки, так как к ним задним числом могут быть применены санкции, в несколько раз превышающие стоимость поставленного товара. В результате наш товар выбывает с этих рынков, естественно, с потерей постоянной клиентуры, которая предпочитает покупать продукцию у других поставщиков.
Российскому правительству предстоит решить еще одну проблему. В последнее время крайне агрессивную политику ведут металлурги Украины. Цена украинской продукции в России ниже отечественной на 20-40%. Объясняется это тем, что при экспорте в Россию украинские металлурги не платят у себя на родине НДС. Кроме того, украинское государство в последнее время дало многочисленные льготы своим металлургам - в виде освобождения от уплаты некоторых налогов, прощения задолженностей и т.д.
Пока прецедентов введения санкций против импорта металлопроката в Россию еще не было. В настоящее время ведется расследование с целью введения защитных мер против импорта украинских труб. Заявление было подано от имени Ассоциации трубной промышленности России в Минторг еще в декабре 1999 года. Однако решения до сих пор не поступило. Промедление же со стороны ведомства Грефа может обернуться для отечественных компаний многомиллионными убытками. Причем с началом антидемпинговых разбирательств в отношении украинской стали импорт металла с Украины значительно вырос. Вполне возможно, что украинские производители боятся увеличения пошлин и пытаются использовать оставшееся время для того, чтобы получить максимально возможную прибыль, так как задним числом к ним новые пошлины применены быть не могут (наше законодательство в этом смысле гораздо более либерально по сравнению с американским).
Сейчас они поставляют нам 500 тыс. тонн труб ежегодно (в России их производится около 3 млн. тонн).
Мало что сделано министерством Грефа и еще по одному направлению - в борьбе за признание рыночного статуса России в антидемпинговых расследованиях. Так, Россия признана страной с рыночной экономикой в Европейском союзе, Индии и Чили. Канадское правительство в расследовании против импорта холоднокатаной стали из России признало, что российские предприятия действуют в условиях рыночной экономики. Это является хорошим прецедентом, так как российские производители смогут отстаивать свои позиции, представляя данные по поставкам на внутреннем рынке, чего в других государствах они пока делать не могут. В большинстве стран Россия не признается страной с рыночной экономикой, и позицию ее производителей может представлять только собственное государство, которое пока ведет себя крайне пассивно.
Герман Греф попал в достаточно сложную ситуацию. Кураторство над разработкой долгосрочной программы развития страны и одобрение краткосрочного сценария развития экономики России создают достаточно благоприятный фон для развития личной карьеры этого министра. Однако доставшиеся ему в наследство от прежних кураторов внешней торговли России неурегулированные отношения с металлургами других стран могут весьма существенно подпортить имидж молодого министра в случае неблагоприятного развития событий.
Не исключено, что Грефу, если он действительно хочет добиться усиления положительных тенденций в экономике (которые в большинстве своем возможны только за счет расширения рынков сбыта продукции отечественных компаний), придется в некотором смысле поступиться имиджем экономиста-либерала. Не мешают же, например, либеральные тезисы о свободе конкуренции американской администрации защищать своих металлургов и разворачивать широкие антидемпинговые расследования против российских компаний. Греф может взять пример хотя бы с Министерства сельского хозяйства. Недавно председатель правительства Михаил Касьянов подписал решение об ограничении ввоза сахара-сырца в Россию, что, в общем-то, направлено против Украины, где этот товар значительно дешевле. Очевидно, что этот документ появился не без активного участия Минсельхоза и будет способствовать повышению рентабельности российской сахароваренной отрасли.
Реально у Грефа осталось несколько месяцев для принятия конкретных мер и проявления активной позиции по защите отечественных предприятий на международных рынках, так как на министра "давят" два существенных фактора. Первый - это кадры. Процесс реформирования структуры возглавляемого им министерства серьезно затянулся - с момента принятия соответствующего решения Минторг и Минэкономики покинули многие перспективные сотрудники в возрасте до 35 лет с должностей заместителей и руководителей департаментов: кто-то ушел в Минпромышленности, кто-то - в коммерческие структуры. Второй фактор, вытекающий из первого, - ослабление позиций ведомства на международной арене. Так, американская администрация попросила перенести на сентябрь "стальной диалог" из-за того, что в США пока не знают, с кем в России вести переговоры. Одновременно с этим крупнейшие американские сталелитейные компании намерены начать новые антидемпинговые расследования против российских производителей. И если Минэкономразвития не сможет в ближайшее время решить свои структурные и кадровые проблемы и не успеет выработать позицию в отношении антидемпинговых разбирательств, это приведет к еще более мощной волне дискриминационных мер по отношению к российским металлургам по всему миру.