ЗАВТРА Совет Федерации будет решать, как ему отнестись к работе трехсторонней согласительной комиссии в частности и к федеральной реформе в целом. Председатель верхней палаты парламента Егор Строев уже сообщил, что ожидает жарких дебатов по этому поводу. Снова в число аргументов, благодаря которым решение сенаторов по президентскому законопроекту, устанавливающему новые правила формирования СФ, может стать совсем не таким, каким его хотели бы видеть в Кремле, попало и эмоциональное состояние региональных лидеров, в очередной раз оскорбившихся невнимательным отношением к своей позиции только уже по поводу других президентских инициатив со стороны думцев.
Однако насколько глубок конфликт между двумя палатами парламента, как уже успели окрестить события вокруг обсуждения президентских законопроектов, а также то, что он действительно лежит исключительно в этой плоскости, не будучи направлен, как уверяют сенаторы, лично на президента Путина, продемонстрирует не столько голосование по работе согласительной комиссии, сколько отношение региональных лидеров к налоговой реформе, которую им также завтра предстоит одобрить или отвергнуть. Ведь именно на 26 июля в Совете Федерации назначено рассмотрение второй части Налогового кодекса РФ, уже одобренной нижней палатой парламента.
В последнее время одной из самых распространенных проблем, над которыми бьются аналитики, стал вопрос следующего содержания: "Будут ли губернаторы через налоговое законодательство "мстить" президенту и правительству за затеянную федеральную реформу?" Сами губернаторы, если их впрямую спрашивают об этом, не ставят в зависимость свое отношение к новому Налоговому кодексу от президентских законопроектов, касающихся устройства Федерации. Действительно, в данном конкретном случае экономические инициативы правительства мало чем связаны с политическими новшествами, разве что несколько неудачно выбранным временем и политическим фоном, связанным с эмоциональным накалом в Совете Федерации, для их осуществления. Вряд ли кто-то возьмется спорить, что ослабление налогового бремени - безусловное благо для налогоплательщиков, коими является вся страна, включая и представителей власти. В отличие, кстати, от самого правительства. Андрей Илларионов еще задолго до назначения экономическим советником президента заявил на "круглом столе", проходившем в "НГ", что правительство, которое затеет налоговую реформу, направленную на снижение ставок, вряд ли продержится у власти более четырех месяцев. Однако в необходимости подобного рода преобразований, несмотря на мрачные кадровые перспективы для кабинета министров, который отважится на это, сомнений не было практически ни у одного экономиста.
Сухие цифры налоговой реформы имеют, пожалуй, еще одну сторону. Государство, как известно, собирая налоги с граждан, берет на себя встречные обязательства, обеспечиваемые именно за счет налоговых поступлений, такие, как охрана граждан страны, которой должна заниматься милиция, ремонт дорог, по которым ездят граждане страны и др. Снижая налоговое бремя, государство как бы признает, что эти функции оно выполняет не так уж достойно. И по-новому в буквальном, денежном выражении оценивает свои труды на этом поприще.
Основная суть претензий Совета Федерации, судя по отдельным заявлениям некоторых его представителей, сводится, собственно говоря, к одному-единственному пункту. Дело в том, что в случае принятия Налогового кодекса губернаторы, по их мнению, потеряют весьма существенную долю доходов в рамках консолидированного бюджета государства. Так, полагают они, если в настоящее время доходы казны делятся между регионами и Центром примерно пополам, то теперь на местах будет оставаться лишь 30% налогов, тогда как 70% будут поступать в распоряжение федерального правительства.
Представители правительства приводят в свое оправдание несколько другие цифры. Так, по словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, в результате предлагаемых правительством налоговых инициатив в федеральный бюджет будет зачисляться 56,8% общей суммы налогов. Остальное останется в региональных бюджетах.
Дело в том, что помимо снижения налогового бремени и соответственно улучшения жизни находящихся на их территориях предприятий новые налоговые поправки перераспределяют и сферу ответственности между регионами и Центром. Федеральное правительство в случае одобрения второй части Налогового кодекса возьмет на себя гораздо больше социальных функций, которые сейчас находятся в ведении местных властей. Кроме того, как сообщил вице-премьер Алексей Кудрин, потери, которых опасаются губернаторы, будут компенсированы через распределение доходов между уровнями бюджетной системы, через трансферты и другими путями.
Как пояснил Сергей Шаталов, в связи с "перераспределением этих средств в итоге в федеральный бюджет будет поступать 51,8% всех собираемых в стране налогов". Первый замминистра особо подчеркнул, что из-за пересмотра трансфертной политики выиграет большинство регионов России, особенно Москва, Санкт-Петербург, Самара.
Что же касается самой сути налоговой реформы, то, как полагают опрошенные "НГ" предприниматели, социально-экономическая цена одобрения изменений фискальной системы очень высока. Дело в том, что новые налоговые законы позволяют правительству разрешить сразу несколько проблем. В случае одобрения Налогового кодекса правительство не только выходит из цейтнота по формированию бюджета на следующий год, но и получает свободу маневра в продвижении следующих реформ - таможенной и трудовой. Судя по словам экспертов компании "АТОН", деловое сообщество всей России ожидало реформы Налогового кодекса в течение восьми лет, но законы не были приняты предыдущими "красными" составами парламента. Новый Налоговый кодекс может быть квалифицирован как реальное начало реформ в стране.
Если же говорить конкретно о сути налоговой реформы, которая вошла в рассматриваемую завтра губернаторами вторую часть Налогового кодекса, то она сформулирована в четырех главах НК: "налог на добавленную стоимость", "акцизы", "налог на доходы физических лиц" и "единый социальный налог".
Так, в единый социальный налог объединены существующие отчисления в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Причем выбор регрессивной шкалы налога, как полагают эксперты, весьма существенно стимулирует предприятия выводить из тени серые схемы выплаты заработной платы своим сотрудникам.
С этой же целью правительство рассчитывает ввести единую ставку налога на доходы физических лиц. Теперь она будет составлять 13%. Эта мера, кстати говоря, весьма существенно будет стимулировать и промышленный рост, поскольку предполагает значительное укрепления спроса на товары народного потребления.
На выявление серых схем среди налогоплательщиков направлена и еще одна глава второй части НК - "о НДС". Впервые в качестве налогоплательщиков НДС будут признаны индивидуальные предприниматели, чья годовая выручка превышает 4 млн. руб.
Сейчас, конечно же, трудно предсказать, какой вердикт в отношении налоговой реформы правительства и президента вынесет завтра Совет Федерации. Но если верхняя палата вновь прибегнет к праву вето, то это может вызвать весьма серьезное ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Дело в том, что в случае принятия негативного решения, вся налоговая реформа может остановиться - правительство будет вынуждено вынести на рассмотрение Госдумы другой вариант проекта федерального бюджета, предполагающего сохранение действующей системы налогообложения. А в условиях возможного снижения цен на товары российского экспорта в следующем году сохранение высокой планки налогов может катастрофическим образом сказаться на состоянии отечественной промышленности.
Мало того, уже сейчас некоторые представители Государственной Думы высказывают мнение о том, что в случае вынесения бюджета, не предполагающего налоговые изменения, законопроект будет провален в нижней палате парламента. А это значит, что как минимум первый месяц будущего года федеральный Центр и регионы будут жить исходя из одной двенадцатой части бюджета-2000, что по большому счету невыгодно региональным лидерам.