0
650
Газета Политика Интернет-версия

25.07.2000 00:00:00

Между федеральной и налоговой реформами

Тэги: СФ, реформа


ЗАВТРА Совет Федерации будет решать, как ему отнестись к работе трехсторонней согласительной комиссии в частности и к федеральной реформе в целом. Председатель верхней палаты парламента Егор Строев уже сообщил, что ожидает жарких дебатов по этому поводу. Снова в число аргументов, благодаря которым решение сенаторов по президентскому законопроекту, устанавливающему новые правила формирования СФ, может стать совсем не таким, каким его хотели бы видеть в Кремле, попало и эмоциональное состояние региональных лидеров, в очередной раз оскорбившихся невнимательным отношением к своей позиции только уже по поводу других президентских инициатив со стороны думцев.

Однако насколько глубок конфликт между двумя палатами парламента, как уже успели окрестить события вокруг обсуждения президентских законопроектов, а также то, что он действительно лежит исключительно в этой плоскости, не будучи направлен, как уверяют сенаторы, лично на президента Путина, продемонстрирует не столько голосование по работе согласительной комиссии, сколько отношение региональных лидеров к налоговой реформе, которую им также завтра предстоит одобрить или отвергнуть. Ведь именно на 26 июля в Совете Федерации назначено рассмотрение второй части Налогового кодекса РФ, уже одобренной нижней палатой парламента.

В последнее время одной из самых распространенных проблем, над которыми бьются аналитики, стал вопрос следующего содержания: "Будут ли губернаторы через налоговое законодательство "мстить" президенту и правительству за затеянную федеральную реформу?" Сами губернаторы, если их впрямую спрашивают об этом, не ставят в зависимость свое отношение к новому Налоговому кодексу от президентских законопроектов, касающихся устройства Федерации. Действительно, в данном конкретном случае экономические инициативы правительства мало чем связаны с политическими новшествами, разве что несколько неудачно выбранным временем и политическим фоном, связанным с эмоциональным накалом в Совете Федерации, для их осуществления. Вряд ли кто-то возьмется спорить, что ослабление налогового бремени - безусловное благо для налогоплательщиков, коими является вся страна, включая и представителей власти. В отличие, кстати, от самого правительства. Андрей Илларионов еще задолго до назначения экономическим советником президента заявил на "круглом столе", проходившем в "НГ", что правительство, которое затеет налоговую реформу, направленную на снижение ставок, вряд ли продержится у власти более четырех месяцев. Однако в необходимости подобного рода преобразований, несмотря на мрачные кадровые перспективы для кабинета министров, который отважится на это, сомнений не было практически ни у одного экономиста.

Сухие цифры налоговой реформы имеют, пожалуй, еще одну сторону. Государство, как известно, собирая налоги с граждан, берет на себя встречные обязательства, обеспечиваемые именно за счет налоговых поступлений, такие, как охрана граждан страны, которой должна заниматься милиция, ремонт дорог, по которым ездят граждане страны и др. Снижая налоговое бремя, государство как бы признает, что эти функции оно выполняет не так уж достойно. И по-новому в буквальном, денежном выражении оценивает свои труды на этом поприще.

Основная суть претензий Совета Федерации, судя по отдельным заявлениям некоторых его представителей, сводится, собственно говоря, к одному-единственному пункту. Дело в том, что в случае принятия Налогового кодекса губернаторы, по их мнению, потеряют весьма существенную долю доходов в рамках консолидированного бюджета государства. Так, полагают они, если в настоящее время доходы казны делятся между регионами и Центром примерно пополам, то теперь на местах будет оставаться лишь 30% налогов, тогда как 70% будут поступать в распоряжение федерального правительства.

Представители правительства приводят в свое оправдание несколько другие цифры. Так, по словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, в результате предлагаемых правительством налоговых инициатив в федеральный бюджет будет зачисляться 56,8% общей суммы налогов. Остальное останется в региональных бюджетах.

Дело в том, что помимо снижения налогового бремени и соответственно улучшения жизни находящихся на их территориях предприятий новые налоговые поправки перераспределяют и сферу ответственности между регионами и Центром. Федеральное правительство в случае одобрения второй части Налогового кодекса возьмет на себя гораздо больше социальных функций, которые сейчас находятся в ведении местных властей. Кроме того, как сообщил вице-премьер Алексей Кудрин, потери, которых опасаются губернаторы, будут компенсированы через распределение доходов между уровнями бюджетной системы, через трансферты и другими путями.

Как пояснил Сергей Шаталов, в связи с "перераспределением этих средств в итоге в федеральный бюджет будет поступать 51,8% всех собираемых в стране налогов". Первый замминистра особо подчеркнул, что из-за пересмотра трансфертной политики выиграет большинство регионов России, особенно Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Что же касается самой сути налоговой реформы, то, как полагают опрошенные "НГ" предприниматели, социально-экономическая цена одобрения изменений фискальной системы очень высока. Дело в том, что новые налоговые законы позволяют правительству разрешить сразу несколько проблем. В случае одобрения Налогового кодекса правительство не только выходит из цейтнота по формированию бюджета на следующий год, но и получает свободу маневра в продвижении следующих реформ - таможенной и трудовой. Судя по словам экспертов компании "АТОН", деловое сообщество всей России ожидало реформы Налогового кодекса в течение восьми лет, но законы не были приняты предыдущими "красными" составами парламента. Новый Налоговый кодекс может быть квалифицирован как реальное начало реформ в стране.

Если же говорить конкретно о сути налоговой реформы, которая вошла в рассматриваемую завтра губернаторами вторую часть Налогового кодекса, то она сформулирована в четырех главах НК: "налог на добавленную стоимость", "акцизы", "налог на доходы физических лиц" и "единый социальный налог".

Так, в единый социальный налог объединены существующие отчисления в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Причем выбор регрессивной шкалы налога, как полагают эксперты, весьма существенно стимулирует предприятия выводить из тени серые схемы выплаты заработной платы своим сотрудникам.

С этой же целью правительство рассчитывает ввести единую ставку налога на доходы физических лиц. Теперь она будет составлять 13%. Эта мера, кстати говоря, весьма существенно будет стимулировать и промышленный рост, поскольку предполагает значительное укрепления спроса на товары народного потребления.

На выявление серых схем среди налогоплательщиков направлена и еще одна глава второй части НК - "о НДС". Впервые в качестве налогоплательщиков НДС будут признаны индивидуальные предприниматели, чья годовая выручка превышает 4 млн. руб.

Сейчас, конечно же, трудно предсказать, какой вердикт в отношении налоговой реформы правительства и президента вынесет завтра Совет Федерации. Но если верхняя палата вновь прибегнет к праву вето, то это может вызвать весьма серьезное ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Дело в том, что в случае принятия негативного решения, вся налоговая реформа может остановиться - правительство будет вынуждено вынести на рассмотрение Госдумы другой вариант проекта федерального бюджета, предполагающего сохранение действующей системы налогообложения. А в условиях возможного снижения цен на товары российского экспорта в следующем году сохранение высокой планки налогов может катастрофическим образом сказаться на состоянии отечественной промышленности.

Мало того, уже сейчас некоторые представители Государственной Думы высказывают мнение о том, что в случае вынесения бюджета, не предполагающего налоговые изменения, законопроект будет провален в нижней палате парламента. А это значит, что как минимум первый месяц будущего года федеральный Центр и регионы будут жить исходя из одной двенадцатой части бюджета-2000, что по большому счету невыгодно региональным лидерам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
630
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
703
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
439
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
530

Другие новости