В КАЧЕСТВЕ главной темы вчерашнего заседания правительства было обозначено реформирование налоговой системы. Правительство подвело предварительные итоги продвижения своих предложений по изменению налогов. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, правительству удалось пройти три четверти пути в работе с Госдумой по этому вопросу. Депутаты уже одобрили три главы второй части Налогового кодекса в варианте, предложенном правительством. Камнем преткновения стали налоги с оборота, за отмену которых борется правительство. Как отметил Касьянов, сегодня налог с оборота составляет 4%. Удалось добиться отмены 3%, но остается 1% - налог на дороги, который целиком идет в региональные бюджеты. Губернаторы и депутаты не вняли увещеваниям и обещаниям правительства, которое гарантировало, что в случае его отмены деньги на дорожное строительство из федерального Центра будут поступать в неменьших размерах.
Из выступления участников заседания и последующего брифинга первого замминистра финансов Сергея Шаталова стало ясно, что в ближайшем будущем новых налоговых достижений у правительства не прибавится. Очевидно, что на встрече с депутатами Госдумы 19 июля и сенаторами 26 июля кабинет министров не будет окончательно "пробивать" свою версию налоговой реформы. В то же время, сославшись на задание президента, Михаил Касьянов пообещал, что борьба за отмену дорожного налога будет продолжена. В связи с этим он дал поручение министерству финансов обратить "очень большое внимание на расчеты" тех выгод, которые принесет упразднение этого налога. Финансовые обоснования необходимы для того, чтобы аргументы правительства выглядели "более убедительно и доказательно". Ему вторил и основной докладчик Сергей Шаталов. По его словам, правительство пока смирилось с тем, что не удалось отменить дорожный налог, в запасе есть еще 2001 год, в течение которого оно добьется своего. Пока правительство сняло требование увеличения акцизов на бензин, так как оно напрямую связывалось с отменой дорожного налога.
Судя по всему, правительство осталось собой довольно. Как заявил Шаталов, в этом году удалось добиться снижения налогов в размере 2,2% ВВП, в то время как планировалось снижение на 1,9%. В то же время была сделана и некоторая уступка губернаторам, правда это произошло в ущерб интересам московского градоначальника. Так, правительство намерено внести дополнение в Закон "О налоге на имущество предприятий". Изменения будут касаться права "доить" такого гиганта, как "Газпром". Пока по существующему законодательству это предприятие платит налоги только по месту своего нахождения, то есть в московский бюджет. Сложившаяся ситуация, когда налоги от его регионального имущества уходят в Москву, вызывала резонные возражения местных администраций. Видимо, желая как-то умаслить губернаторов перед последующей отменой дорожного налога и показать, что тоже готово действовать конструктивно, правительство и предложило внести эту поправку. После ее принятия московский бюджет лишится одного из самых существенных источников доходов.