ПРЕДЧУВСТВИЕ того, что согласительная комиссия по доработке закона о формировании Совета Федерации отнюдь не станет формальностью ради внесения в документ двух-трех заранее оговоренных поправок со стороны верхней палаты парламента, похоже, начинает оправдываться. А, следовательно, сама комиссия будет выполнять своего рода роль инстанции, призванной в корне переписать законопроект. Разумеется, этого желают именно представители верхней палаты российского парламента, в стенах которого уже подготовлен и представлен в Думу документ, включающий все предложения по изменению президентского законопроекта. Думается, что на сегодняшнем первом рабочем заседании согласительной комиссии перечень сенаторских поправок произведет несколько шокирующее впечатление на думцев - еще вчера вице-спикер СФ Владимир Платонов заявил, что "поправок будет не больше сорока, из которых две или чуть больше будут "концептуальными". Между тем президент Чувашии Николай Федоров, также входящий в состав комиссии, говорил уже о пяти поправках, "носящих существенный характер", на которых СФ будет также настаивать.
Тенденцию к нешуточному противостоянию можно было наблюдать уже в минувшую субботу после заседания, которое было призвано всего лишь "решить оргвопросы". По словам сопредседателя комиссии от Государственной Думы Валерия Гребенникова, депутаты нижней палаты настаивали на том, чтобы рассматривать конкретные поправки к законопроекту, а сенаторы - концепцию законопроекта в целом. При этом думцы четко дали понять, что менять концепцию они не намерены.
Не секрет, что целью согласия сенаторов работать в согласительной комиссии была также и надежда получить шанс "воздействовать" на думцев, чтобы убедить их в ненужности реформирования Совета Федерации вообще. Однако, как видно по высказываниям "делегатов" от Думы, члены верхней палаты парламента с мечтой о таком потенциальном исходе совместной работы могут распрощаться. Так что максимум, чего сенаторы могут добиться, - это провести три поправки. А именно, право губернаторов самостоятельно назначать и отзывать своих представителей из Совета Федерации и принцип "мягкой ротации" палаты.
Как известно, президент уже неоднократно высказывал свое согласие пойти навстречу сенаторам по этим трем пунктам, и с его стороны это был действительно максимум того, что он может предложить членам Совета Федерации в обмен на лояльность к реформам. Внесение других значительных изменений (и на этом Владимир Путин продолжает настаивать) невозможно. Такого же мнения вслед за президентом придерживается и Государственная Дума, которая понимает поставленную перед ней главой государства цель - суть реформ, а значит, и суть данного конкретного закона должны оставаться неизменными. А концепция документа проста - Совет Федерации должен работать на постоянной основе, но без совмещения должностей в регионах. Так что теперь только от сенаторов зависит, сколько "проживет" согласительная комиссия. Намерения ряда сенаторов воспользоваться созданием комиссии для того, чтобы затянуть работу над документом до осени, доставляют немало беспокойства обитателям здания на Охотном ряду. И если думцы почувствуют желание губернаторов так или иначе стоять на своем, работа комиссии будет прекращена, и депутаты попытаются преодолеть вето Совета Федерации уже 19 июля.
Как сообщил член согласительной комиссии, депутат Госдумы Виктор Похмелкин, Совет Федерации будет настаивать на том, что нет необходимости изменять действующий порядок формирования верхней палаты российского парламента. Закон "О порядке формирования Совета Федерации" должен вступить в силу с момента избрания депутатов Госдумы следующего созыва, а его рассмотрение должно осуществляться в пакете с другими законами, внесенными президентом РФ в нижнюю палату парламента. Кроме того, губернаторы считают, что местным органам исполнительной власти необходимо предоставить право самим назначать представителей в Совет Федерации. То есть, по сути, эти предложения действительно меняют концепцию законопроекта. Разумеется, президент с этим не может согласиться, но он по-прежнему готов идти на компромисс с сенаторами, в том числе и в плане создания Госсовета.