Жесткой оппозиции Кремлю московские власти в лице Владимира Платонова и Юрия Лужкова больше не демонстрируют. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ПРИБЛИЖЕНИЕ дня, когда Государственная Дума рассмотрит во втором чтении президентские инициативы по реформе властной вертикали, заставило сенаторов трезво и пристрастно посмотреть на путинские законопроекты.
Впрочем, на вчерашнем заседании Совета Федерации все дискуссии велись лишь вокруг одного законопроекта Владимира Путина - о реформе Совета Федерации, что вполне объяснимо. Когда казалось, что рассмотрение законопроектов - дело отдаленного будущего, губернаторы могли себе позволить благоразумно отмалчиваться, дабы не навлечь на себя президентский гнев. Иное дело сейчас. Угроза лишиться всех привилегий члена Совета Федерации заставила огромное число сенаторов открыто высказывать свое мнение, а именно критиковать законопроект по реформе верхней палаты парламента. Весьма примечательно, что теперь, благодаря критическим настроениям членов СФ, на поверхность всплыли очевидные нестыковки в законе, поправить которые президент и Государственная Дума и предоставили верхней палате парламента на вчерашнем заседании Совета Федерации.
Предполагалось, что комитет по конституционному законодательству в соавторстве с остальными представителями "российского сената" должны были подготовить и принять постановление, содержащее в себе поправки со стороны СФ. Однако предложенные членом комитета Владимиром Платоновым замечания не вызвали предполагаемого восторга губернаторов - вопрос стоял уже не о том, как изменить законопроект, а о том, целесообразно ли вообще принимать такого рода документ, собственными руками лишая себя и возможности участвовать в делах федеральной важности, и неприкосновенности, и других сопутствующих благ. Возможно, поэтому весь гнев неготовых смириться с незавидной участью сенаторов обрушился именно на Платонова. Он, в свою очередь, предложил внести четырнадцать поправок. Это, в частности, исключение из законопроекта возрастного ценза для членов СФ, предложение о том, чтобы поставить в зависимость срок полномочий члена верхней палаты парламента от срока полномочий органа власти, от которого он стал представителем в Совете Федерации (согласно путинскому варианту, срок составляет четыре года). Кроме того, представителем, согласно Платонову, от законодательного органа в субъекте Федерации становился глава этого органа, а представитель от главы региона им и назначался и в то же время мог быть отозван из верхней палаты парламента. Конституционный комитет позаботился и о сохранении неприкосновенности бывшим членам СФ, которые продолжают занимать пост губернатора. А также предложена поправка, согласно которой новый состав Совета Федерации соберется на свое первое заседание 10 апреля 2001 года. Впрочем, предложения вице-спикера так и остались фактически без обсуждения.
Такую дискуссию, развернувшуюся впоследствии в стенах зала заседаний, журналисты не видели давно. Каждый из сенаторов счел необходимым выступить с идеей о том, что реформировать верхнюю палату вообще не нужно. Так, категорически против высказались и губернатор Брянской области Юрий Лодкин, и губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, глава Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Григорьев, губернатор Курской области Александр Руцкой и даже губернатор Белгородской области Евгений Савченко, который, как известно, был одним из соавторов нашумевшего "письма трех губернаторов". По мнению Кондратенко, укрепление властной вертикали должно идти не только "сверху вниз, но и снизу вверх", так как в противном случае законопроект просто-напросто лишит губернаторов возможности работать на благо своих регионов, по большому счету от них уже ничего зависеть не будет. По словам губернатора Владимирской области Владимира Котова, губернаторы должны "выразить принципиальное несогласие с законопроектом, так как согласие будет "пол-шагом назад". Александр Руцкой также не скрывал своего недовольства происходящим, однако в отличие от большинства высказавшихся он привел веские доказательства нецелесообразности реформы СФ. По его мнению, закон лишает губернатора многих рычагов власти в собственном регионе, он фактически становится кем-то вроде "управляющего-распорядителя", который должен лишь взирать на происходящее со стороны. Но ни возможности "выпросить" денег для региона, ни шанса отстаивать свои убеждения на федеральном уровне у губернатора уже не будет.
Походя досталось и программе экономического развития России Германа Грефа. Выражая крайнее возмущение "ужасающей программой", глава Законодательного собрания Рязанской области Владимир Федоткин заметил, что для того, чтобы ее провести, и собираются ликвидировать СФ. Наконец, глава Законодательного собрания Мурманской области Павел Сажинов предложил президенту и вовсе отозвать законопроект. Затем губернаторы принялись выяснять, кто же на самом деле является инициатором законопроекта о реформировании, - может быть, им и в самом деле не верилось, что это Владимир Путин, а может, они захотели несколько смягчить свои предыдущие резкие высказывания. Это, впрочем, дало еще один повод для дискуссии - не раз звучало мнение, что "кто-то за спиной Путина, для своих личных целей хочет ликвидировать Совет Федерации". Похоже, спокойствие пытался сохранять лишь Егор Строев, призывавший губернаторов заранее не рисовать картину "мрачного будущего" и пытавшийся обосновать действия президента, заметив, что "президент согласился учесть мнение Совета Федерации". Позднее он заявил журналистам, что "обсуждение законопроектов было конструктивным".
Несмотря на то что сенаторов, положительно настроенных по отношению к реформе Совета Федерации, журналистам увидеть практически не удалось (за исключением, пожалуй, губернатора Московской области Бориса Громова и немногих других), "воздержавшихся" было достаточно много. Среди них, к примеру, оказался и в недавнем прошлом ярый антагонист Кремля мэр Москвы Юрий Лужков. Он лишь скромно дал понять, что верхняя палата парламента в нынешнем виде не так уж и плоха, а ее деятельность ни в коем случае не направлена против президента. Просто, по мнению Лужкова, Совет Федерации сейчас "фильтрует крайности, которые появляются в Государственной Думе". Более того, он не исключил, что если сенаторы отклонят принятый без учета поправок закон, то Дума без проблем преодолеет вето верхней палаты парламента, а также выразил уверенность, что СФ не примет обращения к Владимиру Путину с предложением отозвать внесенный в Государственную Думу законопроект.
В результате никакого обращения к президенту с просьбой об отзыве законопроектов на свет не появилось. Сенаторы лишь приняли доработанные поправки, предложенные Платоновым. Губернаторы постановили создать рабочую группу по согласованию позиций между Госдумой, Советом Федерации и президентом, которую возглавит все тот же Платонов.
Уступки Кремлю этим не ограничились. На вчерашнем заседании сенаторы утвердили заместителей генерального прокурора в семи федеральных округах. Интересно отметить, что утверждение кандидатур прошло вообще без единого возражения в отличие от обсуждения реформы Совета Федерации. Спокойствие сенаторов в этом вопросе выглядит поистине странным - казалось бы, СФ должен был выразить свое мнение относительно назначения "дополнительных надсмотрщиков" за регионами. Однако согласие последовало незамедлительно, в результате чего заместителем генпрокурора по Дальневосточному федеральному округу был назначен Константин Чайка, по Уральскому - Юрий Золотов, по Сибирскому - Валентин Силученков, по Приволжскому - Александр Звягинцев, по Северо-Западному - Владимир Зубрин, по Северо-Кавказскому - Сергей Фридинский, по Центральному федеральному округу - Николай Макаров. Первым заместителем генпрокурора был назначен Юрий Бирюков.