0
1654
Газета Политика Интернет-версия

23.05.2000 00:00:00

Почему Клинтон летит в Москву?

Мэлор Стуруа

Об авторе: Мэлор Стуруа - профессор Миннесотского университета. Миннеаполис, США.

Тэги: Клинтон. США


ПОЧЕМУ Клинтон летит в Москву? Самый простой, краткий и точный ответ на это: потому, что ему нечего терять. Президент, ставший "хромой уткой", то есть доживающий свой последний срок в Белом доме, весьма похож на пролетариат, как он описан в "Манифесте Коммунистической партии" Маркса и Энгельса. Ему нечего терять, кроме своих цепей, а приобрести он может репутацию великого миротворца.

Сейчас Соединенные Штаты находятся в самом разгаре президентской избирательной кампании. Главных соперников - демократа Гора и республиканца Буша никаким калачом в Москву не заманишь. Для них это было бы равносильно самоубийству. "Негативная пропаганда" сожрала бы их под приблизительно таким соусом: "Гор (или Буш) подлизывается (или идет на поклон) к отставному подполковнику КГБ". За примерами далеко ходить не приходится. Здешняя пресса превратила в окрошку британского премьера Тони Блэра за то, что он "заставил" королеву Елизавету II пить чай с - вы, уж конечно, догадались - "отставным подполковником КГБ".

Иное дело, Билл Клинтон. Простите за каламбур, но с "хромой утки" как с гуся вода. Сейчас его больше интересует не будущее, а прошлое - как он войдет в историю Соединенных Штатов.

Клинтон - единственный американский президент, который не заключил с Москвой ни одного реального и формального соглашения по разоружению или контролю над вооружениями. Ему до сих пор приходится лишь "чикаться" с наследием своих предшественников. Ратификация Думой многострадального Договора ОСВ-2 открыла, вернее, приоткрыла для Клинтона "окно возможности" заполнить этот пробел в его президентской карьере. Именно это и потянуло его с берегов Потомака на берега Москвы-реки.

Но "окно возможности" может оказаться нереальным, как камин, нарисованный на стене в клетушке папы Карла, или, что еще хуже, - капканом. Дума ратифицировала Договор ОСВ-2 с "прицепом" - договоренностями 1997 года, "освежающими" нетленность Договора ПРО 1972 года, подписанного Брежневым и Никсоном. "Прицеп", как известно, не по вкусу сенату США, где доминируют республиканцы. Заявление президента Путина в Думе о том, что, если Вашингтон приступит к созданию ракетного щита, Россия выйдет из всей системы разоруженческих соглашений, сделала "прицеп" еще больше неприемлемым для сената.

На что надеется "хромая утка"? Прежде всего на хромающую российскую экономику, которой явно не по зубам новый виток гонки ракетно-ядерных вооружений. Угрожающее заявление Путина в Думе, если, конечно, оно материализуется, во что мало кто верит по эту сторону океана, в первую очередь ударит по России. Опрокинуть Договор ОСВ-2 означает, что арсеналы ядерных боеголовок Москвы и Вашингтона не будут сокращены к 2007 году до уровня 3000-3500. Это означает также, что придется поставить крест на старте переговоров по ОСВ-3, который должен еще больше сократить ядерные арсеналы обеих держав. (До уровня 1500-2500 боеголовок, причем Россия хотела бы довести этот потолок даже до одной тысячи.) Наконец, полетит вверх тормашками возлюбленный нами Договор по ПРО.

Экономические, политические и военно-стратегические последствия приведения в исполнение угрозы Путина настолько непредсказуемы и опасны - и в первую очередь для самой России - что вряд ли он рискнет пойти на это. В Вашингтоне такую угрозу рассматривали скорее не как блеф в отношении Запада, а как "подмазку" в отношении Думы, чтобы подтолкнуть ее на ратификацию, не отталкивая одновременно националистов и военную косточку. Наконец, твердое заявление было необходимо и самому Путину. Не может же он начинать свое президентство с принципиальных уступок Вашингтону. Не для этого поверил ему на слово избиратель!

Но слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. Заявление Путина, хоть и нереальное по существу, стало политической реальностью. Если ратификация Договора ОСВ-2 Думой проложила Клинтону путь в Москву, то "заложничество" неприкосновенности Договора по ПРО может превратить этот путь в ловушку, причем не в Москве, а в Вашингтоне. Как пишет в текущем номере журнала "Ньюсуик" Джозеф Джиринчионе, директор некоммерческого проекта Карнеги: "Администрация (Клинтона. - М.С.) оказалась между российским молотом и наковальней правого крыла (американского. - М.С.). Клинтон может столкнуться со смущающим спектаклем - потоплением сенатом договора о контроле над вооружениями, который он уже ратифицировал". "Наковальню" американских правых голосование в Думе по ОСВ-2 не только не удовлетворило, но еще больше ожесточило. К тому же в канун президентских выборов республиканский сенат отнюдь не расположен увенчивать Клинтона лаврами миротворца. Его куда больше устраивает заклеймить администрацию Клинтона-Гора в качестве преступно играющей национальными интересами страны, ее ракетно-ядерной безопасностью.

Так на что же надеется "хромая утка", направляясь в Москву? Повторяю, прежде всего на хромающую российскую экономику. С развалом всей договорной системы контроля над вооружениями Москве придется во много крат хуже! В воздухе вновь запахнет полноценными "звездными войнами", о которых мечтал Рейган и которые могут окончательно сломать становой хребет российской экономики, да еще в негативном военно-политическом климате - при отсутствии Варшавского пакта и нарастающей экспансии НАТО. Путин это хорошо знает или, во всяком случае, должен знать об этом. И Клинтон знает, что Путин знает, и потому надеется на его благоразумие, тем более что американо-российский саммит не вече, не Дума, и на нем можно не произносить монологов для публики "на галерке".

Надеется Клинтон и на чисто личные моменты. Во-первых, на свой шарм, на свои обаятельность и убедительность. Он хорошо помнит, как ему удавалось обхаживать Ельцина. Например, в Хельсинки ему удалось выцыганить, иначе не скажешь, у Бориса Николаевича уступки, кстати, и по тому же ПРО, вопреки позиции российских МИДа и Минобороны.

Во-вторых, Клинтон надеется, что Путин по достоинству оценит его жест. Прилетев в Москву после инаугурации нового российского президента, Клинтон как бы легитимизирует его принятие в клуб мировых лидеров как равного члена. А это стоит много дороже чаепития с английской королевой. В такой ситуации отпустить Клинтона с пустыми руками было бы не только невежливо, но и недальновидно, тем более что после июньского американо-российского саммита в Москве грядет экономический саммит "Большой восьмерки" на Окинаве, и там Клинтон может продемонстрировать свою злопамятность.

Итак, мы имеем дело с, так сказать, политической версией "старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил". Но какой резон Путину делать уступки уже погасшей звезде? Ведь через несколько месяцев в Белом доме окажется новый хозяин. Уступки следует оказывать лишь нужным людям и в нужное время. Их нельзя транжирить.

Казалось бы, с вашингтонским "Державиным" все ясно. Ан нет. Здесь кроется опасность перегнуть палку и проторговаться. Новый хозяин Белого дома, тем более если им окажется республиканец Буш, может потребовать от Путина куда более существенных уступок, чем "хромая утка", озабоченная своим местом в истории. В свете этого представляется куда более разумным договориться на менее жестких условиях с Клинтоном, повязав его обязательствами, от которых уже не смогут отвертеться идущие ему на смену администрации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2114
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1365
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1014
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1329

Другие новости