В БЛИЖАЙШИЕ 40 дней - до момента инаугурации вновь избранного президента - центр внимания, по всей видимости, все-таки переместится из Кремля в Белый дом. И хотя администрации президента также не избежать кадровых перестановок, правительству в этом смысле будет гораздо интереснее.
Новому президенту придется формировать новую систему власти в стране. По сути, в последние 4 года в государстве существовало два ее центра - администрация президента и правительство, слишком часто находившиеся в противодействии. Наиболее яркий тому пример - противостояние администрации и правительства Примакова, закончившееся отставкой последнего.
Частые смены кабинета министров, долгое отсутствие позитивных тенденций в экономике и четкой стратегии ослабляли позиции исполнительной ветви власти. Напротив, администрация президента, изначально (при раннем Ельцине) являвшаяся по сути его канцелярией, постепенно усиливала свое влияние, в какой-то момент даже заменив собой самого президента. Да и любовь Бориса Ельцина к системе сдержек и противовесов играла не последнюю роль в выстраивании подобной системы власти.
Политические и экономические реалии сейчас таковы, что новому президенту России сохранение существующей системы сдержек и противовесов только мешало бы. Необходимо выстраивать новую систему руководства государством, где перетягивание одеяла между администрацией президента и правительством не является отправной точкой "оптимизации" управления страной. К тому же политические интриги не являются стихией побеждающего кандидата. Да и администрация, подменяющая собой самого президента, новой главе государства не нужна: он будет достаточно самостоятелен в принятии решений.
Впрочем, многое в плане урезания полномочий администрации будет зависеть от того, кого назначат в качестве ее руководителя. Если во главе все-таки останется Александр Волошин (а на данный момент такой вариант возможен), позиции администрации будут по-прежнему сильны. Если Волошина сменит руководитель предвыборного штаба Путина Дмитрий Медведев или же нынешний глава Совбеза Сергей Иванов, которых на данный момент считают также возможными претендентами на пост главы администрации, вероятность того, что администрация будет выполнять чисто технические функции, увеличивается. Несомненно, такие вопросы, как, к примеру, "совершенствование федеративного устройства", останутся в ведении администрации. Однако вся практическая работа и формирование экономической стратегии скорее всего отойдут правительству.
И во главе этого правительства не по должности, но по сути останется президент. В Белом доме даже не исключают, что новый президент государства будет частенько заглядывать на заседания правительства. В любом случае президентский кабинет на Краснопресненской набережной будет эксплуатироваться его хозяином гораздо чаще, чем это делал Борис Ельцин.
Та экономическая политика, которую будет проводить новое правительство, так или иначе будет ассоциироваться прежде всего с именем Владимира Путина. В том числе и потому, что он будет формировать состав нового правительства. Кабинет министров, в отличие от администрации президента, после выборов автоматически отправляется в отставку. Новый президент просит министров исполнять до его инаугурации свои обязанности. По идее, у нового президента за эти 40 дней есть возможность проверить, с кем он хочет работать и дальше, а кого уж точно в свою команду не позовет. Впрочем, в Белом доме с высокой степенью вероятности полагают, что до 5 мая состав кабинета министров не изменится. Хотя бы потому, что к этой дате будет утверждена новая структура правительства. Возможно также, что и инаугурация нового главы России состоится не раньше.
Пока новый формат правительства не утвержден. Хотя возможно сокращение количества министерств и тем более вице-премьеров. По крайней мере, это вполне вписывается в установку на упрощение схемы управления, которая наблюдается в последнее время. По нашим данным, существует несколько проектов нового правительства, некоторые из которых содержат поименный список будущих министров. Среди потенциальных премьеров называют и Михаила Касьянова, шансы которого по-прежнему высоки, и Германа Грефа, возможность которого стать главой кабинета ставят в зависимость от того, какой конечный продукт сможет соорудить Центр стратегических разработок, и даже Дмитрия Козака, который, впрочем, сейчас не первый его фаворит. И борьба вокруг формирования правительства по накалу ничуть не уступает той, которая развернулась при назначении премьером Сергея Степашина. Просто в отличие от лета прошлого года она не становится всеобщим достоянием.
Еще меньше определенности существует в вопросе распределения министерских портфелей. Каждый кандидат в премьеры имеет свое видение распределения отраслевых полномочий между потенциальными кандидатами, и утверждать что-либо определенное сейчас не представляется возможным. Пожалуй, очевидны лишь аутсайдеры процесса формирования правительства. В их числе источники "НГ" называют по крайней мере две фамилии - министра труда Калашникова и министра здравоохранения Шевченко. Что же касается других министерских кресел, то сейчас о персонах министров можно рассуждать лишь гипотетически.
Очевидно, что основная борьба развернется вокруг портфелей министров финансов, топлива и энергетики, по налогам и сборам и сельского хозяйства.
Во многом кандидатура руководителя Минфина будет зависеть от того, займет ли пост премьера Михаил Касьянов (в противном случае в сценариях он рассматривается как наиболее вероятный претендент на пост министра финансов). В числе рассматриваемых кандидатур значатся и глава бюджетного комитета Государственной Думы Александр Жуков, и первый заместитель министра финансов Алексей Кудрин.
Меньше определенности с кандидатурой министра топлива и энергетики. Определенные шансы сохранить свой пост есть у нынешнего министра Виктора Калюжного. Однако слишком сильное противостояние министра с весьма влиятельными руководителями "Газпрома", РАО "ЕЭС России", а также некоторых нефтяных компаний заставляет предполагать, что его оппоненты постараются сместить Калюжного с занимаемого поста.
К тому же в околопрезидентских кругах сейчас активно муссируются слухи о возможной "реструктуризации" Минтопэнерго, предполагающей разделение его на министерства нефти, электроэнергии, газа и угля. В этом случае более или менее очевидна кандидатура министра угольной промышленности. Им может стать нынешний руководитель угольного комитета, действующего в рамках Министерства топлива и энергетики.
На пост министра сельского хозяйства и продовольствия сейчас могут претендовать три человека: вице-премьер Щербак, нынешний руководитель Минсельхозпрода Алексей Гордеев и начальник департамента реформирования агропромышленного комплекса аппарата правительства Леонид Холод.
Александр Починок имеет весьма высокие шансы сохранить свой пост. Неплохие показатели сбора налогов и дающая результаты реструктуризация задолженности предприятий увеличивают его возможности остаться министром по налогам и сборам.