ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ, как один из главных выразителей кремлевских идей, самой неординарной их части, сыграл по-крупному эту роль, может быть, в последний раз.
В минувшую пятницу Верховный суд, нарушив привычную логику предвыборной кампании ЛДПР, отказал ее лидеру в восстановлении законности его притязаний на президентское кресло. Большинство аналитиков предсказывали несколько иное разрешение конфликта Жириновский - ЦИК. Предполагалось, что, немного поскандалив, Владимир Вольфович вернется в "список Вешнякова", попутно набрав пару-тройку процентов голосов жаждущих справедливости или наличия предвыборной интриги избирателей.
Однако на сей раз в отличие от думских выборов этот номер у Жириновского не прошел. И, судя по реакции обычно излишне эмоционального лидера ЛДПР, особых надежд на президиум Верховного суда, способного изменить предвыборный расклад, он не питает. Видимо, Владимир Жириновский, всегда очень тонко улавливающий, чего от него хотят в Кремле, решил в очередной раз помочь властям. На сей раз - выиграть президентские выборы в первом туре. И если Кремль действительно поставил себе такую цель, а тому есть прямые и косвенные подтверждения, то гарантированные 3-4% Жириновского Владимиру Путину очень даже пригодятся.
То, что выборы выиграет Владимир Путин, ни у кого не вызывает сомнений. И для Кремля в условиях предопределенности результата на первый план выходит качество этого результата, выраженное в процентной поддержке, которая может обеспечить Путину звание "президента всех россиян", а может и не обеспечить. Если Путин в первом же туре одерживает победу с большим отрывом от своих соперников, он получает своего рода карт-бланш на проведение даже самых непопулярных мер как политического, так и экономического плана.
При обедненном списке кандидатов на президентское кресло такой вариант развития событий вполне возможен. Пока, правда, определенную проблему Кремлю, несмотря на отсутствие президентских амбиций, может составить Евгений Примаков. Того, чтобы лидер ОВР снял свою кандидатуру, добиться удалось. Однако пока он так и не сказал, кому он "подарит" голоса своих избирателей. Видимо, определенная работа в нужном для Кремля направлении ведется. Не зря же Владимир Путин в минувшую субботу о чем-то тет-а-тет беседовал с Примаковым.
Зато с другим бывшим претендентом на президентское кресло все ясно. Вряд ли лидер ЛДПР откажет себе в удовольствии передать своего избирателя Кремлю. И борьба за электорат Жириновского уже началась, правда, с известной поправкой - "мыть сапоги в Индийском океане" будут более цивилизованным способом. Прибалтийский скандал с осуждением ветерана Великой Отечественной войны и последующее отстаивание его прав лично Владимиром Путиным в первую очередь должно понравиться электорату Жириновского.
Это вовсе не означает, что Кремль предпринимал определенные усилия, чтобы снять Жириновского с предвыборной гонки. Однако то, что объективно нынешняя ситуация с лидером ЛДПР выгодна администрации президента, очевидно. Помимо лишних процентов, Кремль, во-первых, устраняет необходимость вести какие-либо торги с лидером ЛДПР на предмет распределения постов после президентских выборов. А, во-вторых, получает возможность дистанцироваться от наиболее маргинального политика, до нынешнего момента близкого к Кремлю, оставляя ему право самостоятельного выбора - поддерживать или не поддерживать Путина в Думе.
Поиск лишних процентов для Путина, в том числе и за счет Жириновского, только на первый взгляд кажется мелочью в масштабах тех результатов, которые может получить и.о. По некоторым данным, планам Путина на победу в первом туре могут помешать определенные силы, так или иначе связанные с остатками олигархов. Излишняя самостоятельность нового президента не входила в их планы. А если результат выборов будет действительно таким, каким его планирует нынешний обитатель Кремля, дальнейшее дистанцирование Путина от олигархов будет вполне обоснованным. Оказать же помощь будущему президенту - лучший способ сохранить остатки рычагов влияния на Кремль. Но чтобы помочь выиграть выборы, сначала надо создать ситуацию, когда эта помощь потребуется.