НЕСМОТРЯ на скандал, Думу удалось поделить за два дня: избрать спикера, его заместителей, распределить комитеты между фракциями и назначить их руководителей. Осталось, правда, еще четыре вакансии, но, видимо, уже на следующей неделе эта оплошность будет исправлена. Если СПС, ОВР и "ЯБЛОКО" будут по-прежнему упрямиться, не желая занять отведенную им нишу, на окончательной "карте Думы" может не оказаться места для внезапных союзников. И предлог для этого можно найти вполне благовидный: если комитет по делам СНГ может и подождать с началом работы, то бюджет и законодательство долго без присмотра оставаться не могут.
Сейчас много говорят о сговоре Кремля и КПРФ, о том, какую выгоду из этого сумели извлечь стороны. Многие утверждают, что в явном выигрыше оказались коммунисты. Во-первых, спикером избран представитель фракции Геннадий Селезнев, тогда как Любовь Слиска ("Единство") стала его первым заместителем. Во-вторых, КПРФ получила 9 комитетов, а "медведи" - всего 7.
Действительно, внешняя сторона демонстрирует явное усиление коммунистических позиций в Думе. Однако при ближайшем рассмотрении нынешняя победа КПРФ не выглядит такой уж бесспорной.
Начнем с комитетов. Если придерживаться чисто арифметического критерия, то в распоряжении "Единства" оказалось не 7, а 12 комитетов. Группа "Народный депутат", формирование которой прошло не без участия администрации, абсолютно лояльна "Единству". Так что 5 комитетов, руководство которыми будут осуществлять представители этой группы, можно смело отнести к "медведям". При этом "Единство" отобрало у коммунистов один из основополагающих комитетов - по безопасности. К числу же приобретений КПРФ относятся комитеты: по государственному строительству (создан специально для Думы третьего созыва); по труду, социальной политике и делам ветеранов; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (отобраны у ЛДПР); по культуре и туризму (достался в наследство от прокоммунистической группы "Народовластие").
При этом только два из них могли вызвать серьезное желание Кремля торговаться. Конечно, важно, кто будет заниматься госстроительством и промышленностью. Но зато, уступив эти комитеты, Кремль получил возможность назначить своего руководителя в комитет по безопасности. Учитывая стремление администрации как можно быстрее ратифицировать Договор СНВ-2, для Кремля более важно обладать именно комитетом по безопасности, а уж с промышленностью и со всем остальным коммунистическим хозяйством можно разобраться по ходу. Тем более что спикер Государственной Думы, хотя и является членом КПРФ, был поддержан не только коллегами по фракции, но и Кремлем.
История с выборами спикера и желанием администрации видеть на этом посту именно Геннадия Селезнева до сих пор выглядит загадочной. Геннадий Селезнев в последнее время дважды потерпел неудачу - сначала, сняв свою кандидатуру с одномандатных выборов в Санкт-Петербурге, потом - на выборах губернатора Подмосковья. Избрание же на пост спикера сделало Геннадия Селезнева четвертым в государстве по значимости человеком. И помог ему в этом Кремль, даже решивший поссориться со своими явными сторонниками.
Зная кремлевские "многоходовки" (а с уходом Ельцина с поста президента от них вовсе не собираются отказываться), вполне логично было бы предположить, что сговор Кремля и КПРФ, вернее, Геннадия Селезнева, был рассчитан не на нынешний раздел Думы, а на последующий. В самом деле, разве не могло было быть заключено некое соглашение с Геннадием Селезневым о том, что, скажем, в ближайшие полгода он оставит пост спикера? К примеру, в связи с переходом на другую работу. Тогда автоматически руководство Думой переходит в руки представителя "Единства", первого вице-спикера Любови Слиски, которая за это время войдет в курс депутатской работы и будет готова заменить Геннадия Селезнева. Тогда никакие сговоры с КПРФ "Единству" уже не потребуются. Правда, в этом случае не исключен новый "заговор", контуры которого наметились уже вчера. Сергей Степашин пригрозил Кремлю, что новая оппозиция может принять решение голосовать против ратификации Договора СНВ-2. Так что у коммунистов появились новые потенциальные союзники.