СИТУАЦИЯ, сложившаяся в нашей стране, как любое общественное явление, отличается двойственностью. В данном случае речь идет о режиме власти, который начал складываться после прихода Владимира Путина на высшие государственные посты.
С одной стороны, с его утверждением на посту премьер-министра четко прослеживается нарастающее усиление центральной исполнительной вертикали. Явление, вполне укладывающееся в российские политические традиции и в чем-то, безусловно, отрадное. С другой, методы, которые использовались для становления власти Владимира Путина, производят странное впечатление.
За последние годы все привыкли к череде наследников президента Ельцина. В этом свете появление Владимира Путина в премьерском кресле выглядело как один из раундов очередной аппаратной игры. И Путин оказался козырной картой в партии, которая разыгрывается в интересах высших менеджеров администрации президента с целью сохранения их позиций в фактическом управлении страной.
В этой многоходовой партии успехи администрации действительно впечатляющие. О достижениях на выборах блока "Единство" можно не говорить - результат нормальный для партии власти. В принципе не удивляет и короткий срок, за который он был обеспечен.
Самое главное в думских выборах - это скорость, с которой был разрушен левоцентристский блок "Отечество - Вся Россия". Еще три месяца назад не было никаких сомнений, что ОВР получит большинство в Госдуме. А сейчас, хотя это объединение и прошло в Думу, сомнения в возможности формирования ими самостоятельной фракции имеют под собой реальные основания.
Превращением оппозиционеров и критиков администрации в ее сторонников в принципе удивить трудно, особенно вспомнив войну компроматов, которая предшествовала думским выборам. Победил тот, у кого в руках силовые и судебные ведомства. Нынешняя смиренность бывших лидеров ОВР, скорее всего, говорит о том, что им был предъявлен убедительный компромат. Уголовные же дела, как всегда, не стали возбуждать. Во времена Бориса Ельцина любые попытки довести до суда уголовное дело, связанное с той или иной громкой фамилией, как правило, заканчивались ничем. Ведь тогда на скамье подсудимых оказалась бы власть как таковая.
В предвыборных же делах и вовсе лучше держать оппонентов на поводке, чем топить. А чтобы они стали более покладистыми, провели показательные мероприятия: Юрия Лужкова изрядно поваляли в грязи, а потом определили к нему на службу "своего" начальника ГУВД. Владимиру Яковлеву сорвали его сценарий губернаторских выборов. Судя по последним пропутинским заявлениям Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова, в администрации президента и для них нашлись весомые аргументы. Изменил свою позицию Руслан Аушев после напоминания о его личном вкладе в чеченские события. В итоге Евгений Примаков остался без "Всей России" и "Отечества".
Венцом войны компроматов, похоже, является отставка Бориса Ельцина. Появление компромата о финансовых делах родни президента, как правило, приписывали команде Лужкова. Но указ исполняющего обязанности президента о гарантиях от уголовного преследования всей семьи бывшего главы государства позволяет усомниться в этом предположении. Не исключено, что наличие весомых доказательств виновности домочадцев в финансовых аферах могло повлиять на решение Бориса Ельцина уйти в отставку.
Правда, гарантии, выданные бывшему президенту, неконституционны - действующий глава государства не вправе препятствовать судебным властям в отправлении их законных прав и обязанностей: он может помиловать любого, но только после вынесения приговора судом.
С завершением думской кампании война компроматов то ли закончилась, то ли было заключено временное перемирие. Однако вряд ли от использования этого метода, давшего такой эффективный результат, откажутся при дальнейшем выстраивании стабильной государственной власти. Возможно, впереди ожидает столкновение Владимира Путина с нынешней администрацией президента. Но тогда компромат может сработать против нее.