Коллаж Сергея Бомштейна |
ОБРАЗОВАНИЕ политических альянсов, новых предвыборных блоков в преддверии смены состава Государственной Думы, которая грядет в декабре, проходит как-то слишком эмоционально. Достаточно вспомнить, каким шквалом нелестных отзывов было встречено создание "Отечества - Всей России". Не прекращается он и сейчас. Практически каждый день можно ознакомиться с заявлениями тех или иных политиков, критикующих деятельность либо лидеров ОВР, либо блок как таковой. Вчера, например, "ЯБЛОКО" обвинило "Отечество - Всю Россию" в неумении сотрудничать с другими политическими силами. "Эти ребята ни с кем ничем делиться не хотят", - заявил Вячеслав Игрунов.
Впрочем, "Отечество - Вся Россия" хотя и наглядный, но не единственный тому пример. Да и сам ОВР не брезгует теми же "рекламными" методами, которые применяются в отношении него. Аналогичная участь постигла и "Единство" Сергея Шойгу. ОВР устами главы его избирательного штаба Георгия Бооса уже окрестил новый блок "блоком Березовского". И тут же сделал вывод, что "Единство" по этой самой причине не сможет составить серьезной конкуренции детищу Лужкова-Примакова.
Попытку реабилитировать "Единство" и избавить его от явно антирекламного на данный момент определения предприняла администрация президента. Начальник управления администрации президента по вопросам внутренней политики Андрей Логинов решил внести свою лепту в создание образа нового блока, заявив, что к Березовскому "Единство" отношения не имеет.
Вряд ли стоит ожидать, что межблоковый обмен "комплиментами" прекратится. Напротив, информационные войны только усилятся. Но, собственно, предвыборный период интересен не только и не столько особенностями политической культуры претендентов на власть, а тем, как она, эта самая культура, формируется и чего нам следует ждать от будущей власти, кто бы ее в свои руки ни заполучил.
Безусловно, самой яркой тому иллюстрацией на этой неделе стала попытка Кремля прекратить информационные войны или по крайней мере снизить их накал. Накануне своего визита в Чувашию, где премьер принимал участие во всероссийском совещании по итогам выполнения в 1996-1998 гг. государственной республиканской программы "Жилище" и перспективам ее реализации в 2000 г., Владимир Путин пытался решить куда более сложные проблемы, чем ипотека, - помирить Кремль и мэра Москвы Юрия Лужкова.
В среду вечером в обстановке давно не виданной секретности прошла его встреча с лидерами блока "Отечество - Вся Россия" Примаковым и Лужковым. И, скорее всего, ее все-таки сохранили бы в тайне, если бы на этой встрече удалось достичь хотя бы видимости компромисса.
Но давняя идея добиться затишья в войне Кремль-Лужков так и осталась идеей. В противном случае источники из окружения московского мэра не стали бы делиться информацией по поводу разговора, состоявшегося в среду вечером, о котором по договоренности сторон не должно было ни слова просочиться в СМИ. Вместо этого близкие к Лужкову люди поделились информацией, что встреча в Белом доме состоялась по инициативе премьера. Белый дом устами Путина дал опровержение: о встрече просил блок "Отечество - Вся Россия".
Как это ни странно, но ни та ни другая сторона, делая взаимоисключающие заявления, по данным "НГ", не слукавила. По информации нашей газеты, все-таки Владимир Путин по просьбе Кремля выступал посредником в планируемом примирении администрации с Лужковым. Но премьер планировал встретиться только с Примаковым, а Лужкова в Белый дом звать не собирались. Тем не менее Примаков отказался встречаться с премьером с глазу на глаз и настоял, как утверждают источники "НГ", на удовлетворении просьбы Юрия Лужкова о его присутствии.
И у той и у другой стороны аргументов для торга было предостаточно. У Кремля (через Владимира Путина) - новый предвыборный блок во главе с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу. Владимир Путин уверял ОВР, что "Единство" способно отобрать у него как голоса избирателей, так и ряд губернаторов - потенциальных или действительных членов "Отечества - Всей России". Правда, как утверждают источники "НГ", о пофамильном списке таковых на встрече речь не шла.
Главным же аргументом Лужкова-Примакова, по данным "НГ", стала ситуация в Карачаево-Черкесии. Евгений Примаков якобы знает, как ее можно изменить, поскольку ОВР имеет влияние в этом регионе.
И хотя источники "НГ" утверждают, что встреча Путина-Примакова-Лужкова не прошла впустую, не исключено, что команды каждого из этих политиков решили по-другому и примирение Кремля и Лужкова так и не состоялось.
Кстати, с этой мыслью наиболее "прогрессивные" представители администрации президента "носились" в апреле-мае, когда еще сохранялась угроза прихода к власти коммунистов. Но сначала Кремль ни в какую не хотел мириться с Лужковым, а потом и Лужков перестал чувствовать в этом потребность. Впрочем, и сегодня даже в связи с созданием "Единства" мэру Москвы нет особого смысла забывать свои обиды на Кремль. Политические рейтинги (собственный и еще больше - Примакова) вполне позволяют ему не отказываться от привычки быть в оппозиции к Кремлю.