0
1589
Газета Политика Интернет-версия

01.02.2012 00:00:00

Капитализм подставляет щеку

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский журналист.

Тэги: церковь, партия, власть


церковь, партия, власть Основатель Христианско-демократической партии Италии Луиджи Стурцо поднимал тему социальной справедливости.
Фото с сайта www.donluigisturzo.it

В России обсуждается вопрос о возможном создании партий на религиозной основе. Появление парламентских христианских групп возможно уже в нынешней Госдуме, считает протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он апеллирует к опыту европейской христианской демократии.

Христианско-демократические партии в Западной Европе существуют со второй половины XIX века и возникли на основе социальной доктрины Католической Церкви, изложенной в энциклике Rerum novarum («О новых вещах»), обнародованной в 1891 году Папой Римским Львом XIII. Эта энциклика содержала систематизацию прежних выступлений католической иерархии по социальным вопросам и отчасти была реакцией на появление марксизма. Энциклику Rerum novarum дополнила в 1931 году другая энциклика под названием Quadragesimo anno («В сороковом году»), в которой Папа Пий XI отмежевывался от тоталитарных учений того времени – фашизма и коммунизма. В Италии Христианско-демократическая партия (первоначально – «Народная») была основана священником Луиджи Стурцо (1871–1959), который впоследствии стал членом итальянского парламента. Стурцо отвергал марксизм, но в то же время критиковал «разнузданный» капитализм.

Итак, христианско-демократическая идеология предполагает прежде всего свободу личности и рассматривает человека как цель, а не как средство. Важный элемент этой идеологии – «солидарность», которая в рамках общей религиозной концепции должна побудить трудящихся и работодателей решать свои конфликты не насилием и революцией, а путем переговоров при посредничестве профсоюзов и других структур гражданского общества. Развитие христианских («белых») профсоюзов – одна из заслуг христианско-демократического движения. Другая важная заслуга – это поддержка разных форм социальной защиты нуждающихся.

Эти цели были отчетливо сформулированы и проведены в жизнь в 60-е годы XX века канцлером ФРГ Людвигом Эрхардом, лидером Христианско-демократического союза, автором так называемого немецкого чуда послевоенного времени. Он придумал удачное определение новой системы – soziale Marktwirtschaft (социальная рыночная экономика), когда преимущества рынка не заслоняют собой заботу о нуждах людей. Отголоски этой концепции встречаются и в поздних энцикликах Римских Пап, например, в энциклике Centesimus annus («Сотый год»), обнародованной Иоанном Павлом II к столетию Rerum novarum. Там содержится предупреждение, что падение СССР не должно пониматься как безусловная победа капитализма, которому отныне, мол, все дозволено. Капитализм нуждается в этической основе, без которой он становится враждебным человеку.

Христианско-демократические партии, действующие под разными названиями, особенно в католических странах, тесно связаны с Церковью, их собрания и съезды обычно открываются мессой и церковным благословением. В практической работе в правительствах и парламентах христианские демократы связаны моральными директивами, исходящими от Церкви. Поэтому они выступают против законопроектов, особенно в этической сфере, которые противоречат этим директивам. В Италии, например, Христианско-демократическая партия, непрерывно находившаяся у власти с 1945 по 1992 год, лишь в 1970 году согласилась на законодательное дозволение разводов. И это лишь после того, как граждане на референдуме высказались за возможность законного расторжения брака. Но и теперь католические депутаты в европейских парламентах выступают против законопроектов, предусматривающих, например, меры по прекращению жизни людей, находящихся на последней стадии болезни, или против таких медицинских инноваций, как преимплантационная генетическая диагностика.

Вплоть до начала 90-х годов XX века Церковь выступала за «политическое единство католиков», то есть требовала, чтобы все ее чада независимо от своих взглядов на отдельные вопросы на выборах голосовали только за Христианско-демократическую партию. Папа Пий XII в 1948 году отлучил от Церкви коммунистов и запретил читать их прессу. Священники в проповедях, на исповеди и в частных беседах внушали верующим, что голосовать не только за коммунистов, но и за социалистов и все светские партии – это грех. От этого, конечно, был только шаг до клерикализма. Однако в Италии до этого дело не дошло благодаря здравомыслию христианско-демократических лидеров, особенно премьер-министра послевоенного времени Альчиде Де Гаспери, которому удалось сохранить баланс между верностью Церкви и интересами светского государства. В странах, где большинство населения – протестанты или где протестанты и католики живут вместе, менее распространено искушение клерикализма, потому что более развиты традиции гражданского общества.

На характер и деятельность христианско-демократических партий могут влиять национальные и даже местные особенности. Например, в Германии существуют две партии – одна в Баварии (Христианско-социальный союз) и одна, большая по размерам (Христианско-демократический союз), в других землях Германии. У первой партии чисто католический характер, во второй – смешанный состав, католическо-протестантский, что делает ее в глазах многих более открытой и «прогрессивной». Однако обе партии не вступают в соперничество на выборах и составляют в Бундестаге единую фракцию. Самыми популярными деятелями обеих партий были ныне покойные министр-президент Баварии Франц-Йозеф Штраусс и канцлер Гельмут Коль.

От требования о «политическом единстве католиков» Церковь де-факто отказалась в начале 90-х годов. Это объясняется многими причинами: одна из них – политическая зрелость самих католиков и осознание Церковью, что в политической жизни верующие могут придерживаться разных мнений, не ставя под угрозу свою веру. Христианско-демократические партии воспринимаются как правоцентристские. Они не могут быть отнесены к крайне правым партиям, потому что их отличает убеждение в ценности личности, которую партии неофашистского типа считают «вторичной», подчиненной коллективному началу (в роли которого выступает партия, нация или раса). Изменение политической сознательности католиков связано и с массовой иммиграцией людей из стран третьего мира, чаще всего мусульман. Между тем как ультраправые партии принимают иммигрантов в штыки, Католическая Церковь призывает к солидарности с новоприбывшими, к материальной и духовной помощи им.

Вера в Бога – не гарантия от греха. В Германии христианская демократия существует по сей день, к этому течению принадлежит канцлер ФРГ Ангела Меркель, а в Италии Христианско-демократическая партия исчезла, утонув в море коррупции и кумовства, как показала в середине 90-х годов прокурорская кампания под названием «Чистые руки». Почему это произошло? Дело в том, что антагонистом Христианско-демократической партии выступала партия коммунистическая, то есть недемократическое формирование, которое не могло одержать победу на выборах. Христианские демократы в Италии слишком долго (50 лет!) стояли у власти, а власть, как известно, разлагает. В то время фактически все партии в Италии оказались погруженными в коррупционную трясину. Затем вся система перестроилась, возник новый расклад политических сил. Католики политически разделились: те, кто склонялся к консервативным взглядам, присоединились к партии, созданной Сильвио Берлускони, но многие разочаровались в нем, главным образом из-за распущенного образа жизни лидера. Другие, придерживавшиеся более левых взглядов, восходящих к таким лидерам прошлого, как Ла Пира, Доссетти, Дона-Каттэн и другим представителям «прогрессивного» католицизма, влились в оппозиционную Демократическую партию, в которую входят и бывшие умеренные коммунисты вроде нынешнего президента республики Джорджо Наполитано. Но теперь, в чрезвычайной ситуации глобального экономического кризиса, партия Берлускони «Народ свободы» и Демократическая партия стали союзниками по поддержке антикризисного правительства Марио Монти.

Как видим, устойчивых, установившихся раз и навсегда конструкций не существует, и политическая роль христиан может меняться в зависимости от обстоятельств.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
761
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2509
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1696
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1314

Другие новости