Основатель Христианско-демократической партии Италии Луиджи Стурцо поднимал тему социальной справедливости.
Фото с сайта www.donluigisturzo.it
В России обсуждается вопрос о возможном создании партий на религиозной основе. Появление парламентских христианских групп возможно уже в нынешней Госдуме, считает протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он апеллирует к опыту европейской христианской демократии.
Христианско-демократические партии в Западной Европе существуют со второй половины XIX века и возникли на основе социальной доктрины Католической Церкви, изложенной в энциклике Rerum novarum («О новых вещах»), обнародованной в 1891 году Папой Римским Львом XIII. Эта энциклика содержала систематизацию прежних выступлений католической иерархии по социальным вопросам и отчасти была реакцией на появление марксизма. Энциклику Rerum novarum дополнила в 1931 году другая энциклика под названием Quadragesimo anno («В сороковом году»), в которой Папа Пий XI отмежевывался от тоталитарных учений того времени – фашизма и коммунизма. В Италии Христианско-демократическая партия (первоначально – «Народная») была основана священником Луиджи Стурцо (1871–1959), который впоследствии стал членом итальянского парламента. Стурцо отвергал марксизм, но в то же время критиковал «разнузданный» капитализм.
Итак, христианско-демократическая идеология предполагает прежде всего свободу личности и рассматривает человека как цель, а не как средство. Важный элемент этой идеологии – «солидарность», которая в рамках общей религиозной концепции должна побудить трудящихся и работодателей решать свои конфликты не насилием и революцией, а путем переговоров при посредничестве профсоюзов и других структур гражданского общества. Развитие христианских («белых») профсоюзов – одна из заслуг христианско-демократического движения. Другая важная заслуга – это поддержка разных форм социальной защиты нуждающихся.
Эти цели были отчетливо сформулированы и проведены в жизнь в 60-е годы XX века канцлером ФРГ Людвигом Эрхардом, лидером Христианско-демократического союза, автором так называемого немецкого чуда послевоенного времени. Он придумал удачное определение новой системы – soziale Marktwirtschaft (социальная рыночная экономика), когда преимущества рынка не заслоняют собой заботу о нуждах людей. Отголоски этой концепции встречаются и в поздних энцикликах Римских Пап, например, в энциклике Centesimus annus («Сотый год»), обнародованной Иоанном Павлом II к столетию Rerum novarum. Там содержится предупреждение, что падение СССР не должно пониматься как безусловная победа капитализма, которому отныне, мол, все дозволено. Капитализм нуждается в этической основе, без которой он становится враждебным человеку.
Христианско-демократические партии, действующие под разными названиями, особенно в католических странах, тесно связаны с Церковью, их собрания и съезды обычно открываются мессой и церковным благословением. В практической работе в правительствах и парламентах христианские демократы связаны моральными директивами, исходящими от Церкви. Поэтому они выступают против законопроектов, особенно в этической сфере, которые противоречат этим директивам. В Италии, например, Христианско-демократическая партия, непрерывно находившаяся у власти с 1945 по 1992 год, лишь в 1970 году согласилась на законодательное дозволение разводов. И это лишь после того, как граждане на референдуме высказались за возможность законного расторжения брака. Но и теперь католические депутаты в европейских парламентах выступают против законопроектов, предусматривающих, например, меры по прекращению жизни людей, находящихся на последней стадии болезни, или против таких медицинских инноваций, как преимплантационная генетическая диагностика.
Вплоть до начала 90-х годов XX века Церковь выступала за «политическое единство католиков», то есть требовала, чтобы все ее чада независимо от своих взглядов на отдельные вопросы на выборах голосовали только за Христианско-демократическую партию. Папа Пий XII в 1948 году отлучил от Церкви коммунистов и запретил читать их прессу. Священники в проповедях, на исповеди и в частных беседах внушали верующим, что голосовать не только за коммунистов, но и за социалистов и все светские партии – это грех. От этого, конечно, был только шаг до клерикализма. Однако в Италии до этого дело не дошло благодаря здравомыслию христианско-демократических лидеров, особенно премьер-министра послевоенного времени Альчиде Де Гаспери, которому удалось сохранить баланс между верностью Церкви и интересами светского государства. В странах, где большинство населения – протестанты или где протестанты и католики живут вместе, менее распространено искушение клерикализма, потому что более развиты традиции гражданского общества.
На характер и деятельность христианско-демократических партий могут влиять национальные и даже местные особенности. Например, в Германии существуют две партии – одна в Баварии (Христианско-социальный союз) и одна, большая по размерам (Христианско-демократический союз), в других землях Германии. У первой партии чисто католический характер, во второй – смешанный состав, католическо-протестантский, что делает ее в глазах многих более открытой и «прогрессивной». Однако обе партии не вступают в соперничество на выборах и составляют в Бундестаге единую фракцию. Самыми популярными деятелями обеих партий были ныне покойные министр-президент Баварии Франц-Йозеф Штраусс и канцлер Гельмут Коль.
От требования о «политическом единстве католиков» Церковь де-факто отказалась в начале 90-х годов. Это объясняется многими причинами: одна из них – политическая зрелость самих католиков и осознание Церковью, что в политической жизни верующие могут придерживаться разных мнений, не ставя под угрозу свою веру. Христианско-демократические партии воспринимаются как правоцентристские. Они не могут быть отнесены к крайне правым партиям, потому что их отличает убеждение в ценности личности, которую партии неофашистского типа считают «вторичной», подчиненной коллективному началу (в роли которого выступает партия, нация или раса). Изменение политической сознательности католиков связано и с массовой иммиграцией людей из стран третьего мира, чаще всего мусульман. Между тем как ультраправые партии принимают иммигрантов в штыки, Католическая Церковь призывает к солидарности с новоприбывшими, к материальной и духовной помощи им.
Вера в Бога – не гарантия от греха. В Германии христианская демократия существует по сей день, к этому течению принадлежит канцлер ФРГ Ангела Меркель, а в Италии Христианско-демократическая партия исчезла, утонув в море коррупции и кумовства, как показала в середине 90-х годов прокурорская кампания под названием «Чистые руки». Почему это произошло? Дело в том, что антагонистом Христианско-демократической партии выступала партия коммунистическая, то есть недемократическое формирование, которое не могло одержать победу на выборах. Христианские демократы в Италии слишком долго (50 лет!) стояли у власти, а власть, как известно, разлагает. В то время фактически все партии в Италии оказались погруженными в коррупционную трясину. Затем вся система перестроилась, возник новый расклад политических сил. Католики политически разделились: те, кто склонялся к консервативным взглядам, присоединились к партии, созданной Сильвио Берлускони, но многие разочаровались в нем, главным образом из-за распущенного образа жизни лидера. Другие, придерживавшиеся более левых взглядов, восходящих к таким лидерам прошлого, как Ла Пира, Доссетти, Дона-Каттэн и другим представителям «прогрессивного» католицизма, влились в оппозиционную Демократическую партию, в которую входят и бывшие умеренные коммунисты вроде нынешнего президента республики Джорджо Наполитано. Но теперь, в чрезвычайной ситуации глобального экономического кризиса, партия Берлускони «Народ свободы» и Демократическая партия стали союзниками по поддержке антикризисного правительства Марио Монти.
Как видим, устойчивых, установившихся раз и навсегда конструкций не существует, и политическая роль христиан может меняться в зависимости от обстоятельств.
Рим