Бенедикт XVI: "Надо со всей решимостью возобновить путь переговоров, конструктивного диалога".
Фото Reuters
Во время конфликта на Кавказе Ватикан вел себя крайне осторожно, избегая однозначных высказываний в пользу одной из сторон. Выступления Папы Бенедикта XVI и других иерархов, посвященные этой теме, были по своему характеру очень взвешенными. Понтифик главным образом акцентировал внимание на четырех мотивах: он говорил о необходимости решать проблемы мирным путем, об общем христианском наследии России и Грузии как основе для восстановления мира, о страданиях мирного населения и опасности «всемирного пожара».
Когда грузинские войска вторглись в Южную Осетию и Россия в ответ ввела туда же свою армию, Бенедикт XVI находился на отдыхе в городе Брессаноне в горной области Южный Тироль на северо-востоке Италии. Обращаясь к верующим, собравшимся на совместную молитву на площади перед городским собором, Папа призвал международное сообщество и «наиболее влиятельные в нынешней ситуации страны» приложить все усилия для того, чтобы «поддержать инициативы, направленные на достижение мирного и прочного решения, позволяющего народам жить вместе при открытости и взаимном уважении».
«Нас, – продолжил Понтифик, – глубоко огорчают сообщения о драматических событиях, происходящих в Грузии. Они уже привели к многочисленным невинным жертвам и вынудили многих мирных жителей покинуть свои дома. Я от всего сердца желаю, чтобы немедленно прекратились военные действия и чтобы обе стороны во имя общего христианского наследия воздержались от дальнейшей конфронтации и от актов возмездия, которые могут привести к еще более обширному конфликту». Далее последовало увещевание: «Надо со всей решимостью возобновить путь переговоров, конструктивного диалога, учитывающего позиции всех, с целью предотвратить дальнейшие страдания дорогих нам народов».
В свою очередь, официальная газета Святого Престола L’Osservatore Romano отметила, что кризис на Кавказе «показывает необходимость найти новые процедуры для урегулирования международных споров».
Несколько дней спустя Бенедикт XVI вернулся в свою летнюю резиденцию Кастель-Гандольфо под Римом, откуда 24 августа снова обратился к верующим с речью, в которой назвал «в высшей степени тревожными» события на Кавказе. «Существует риск, – сказал он, – необратимого ухудшения климата доверия и сотрудничества между странами». Не называя открыто участников конфликта, Папа Римский указал на «националистические споры», которые вызвали трагические последствия в другие исторические эпохи, и призвал преодолеть «напряженность, связанную с противоречием между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение». «Недавние события, – продолжил Понтифик, – пошатнули во многих уверенность в том, что такие противоречия окончательно канули в прошлое».
Официальный представитель Ватикана в РФ архиепископ Антонио Меннини назвал конфликт в Южной Осетии «бессмысленным избиением». В интервью Радио Ватикана он, как и Папа Римский, подчеркнул, что война является тем более прискорбной, что в ней участвуют преимущественно христиане. «Присоединяясь к призыву Патриарха Алексия II, направленному к сторонам конфликта, – сказал Меннини, – я хочу обратиться к Богу с молитвой, чтобы всех вовлеченных в эту войну, а особенно христиан, он освободил от слепой ненависти. Ненависти тем более неприемлемой, что всплывает она из сердец людей, которых объединяет та же самая вера, так как здесь мы имеем дело почти исключительно с христианами».
После признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Ватикан принял это к сведению, но воздержался от каких бы то ни было суждений. Как раз 29 августа, три дня спустя после решения Федерального собрания РФ, архиепископ Генуи кардинал Анджело Баньяско, председатель Конференции католических епископов Италии (ККЕИ), участвовал в ежегодном паломничестве к знаменитой генуэзской святыне Мадонна делла Гуардиа и воспользовался случаем, чтобы напомнить о событиях на Кавказе. При этом он ни словом не упомянул о том, что Россия признала две мятежные республики. «В этом году, – сказал он, – наше паломничество происходит в особенно тревожной обстановке многостороннего и серьезного напряжения. Я имею в виду ситуацию на Кавказе, вызвавшую трудности в отношениях между Востоком и Западом, оживившую призраки, которые, как мы думали, были погребены навсегда».
В тот же день Конференция католических епископов Италии опубликовала заявление, в котором проблема независимости обеих республик затрагивается лишь косвенно. В нем отмечается, что, по сути дела, в сложившейся ситуации «никто не без греха». От итальянских епископов в равной мере достается и России, и Грузии, и Западу. «Грузия, – читаем в заявлении, – конечно, сделала ошибочный выбор, начав военные действия в Южной Осетии, но, с другой стороны, Россия ошиблась, решив использовать оружие и подстрекать сепаратистские устремления южных осетин и абхазов». В то время как Запад «тычет пальцем в Россию, Европе следовало бы серьезно задуматься над тем, как она в прошлом вела себя по отношению к событиям на Балканах и совсем недавно по отношению к одностороннему провозглашению независимости Косово от Сербии».
Призвав паломников к молитве и покаянию, кардинал Баньяско заговорил о помощи, которую католическая благотворительная организация «Каритас» оказывает пострадавшим в результате военных конфликтов. Сегодня «Каритас» активно работает как в Северной Осетии, где совместно с православными помогает осетинским беженцам, так и в Грузии, где в помощи нуждаются пострадавшие в результате военного конфликта.
Между прочим, Ватикан критически относится и к решению США разместить в Польше и Чехии элементы ПРО, полагая, что это может поставить под угрозу «международные отношения и процесс всеобщего разоружения». Об этом 25 августа, как раз в разгар кавказского кризиса, писала газета L’Osservatore Romano. Когда-то, особенно при прежнем Папе Иоанне Павле II, многие обвиняли Католическую Церковь в том, что она относится к России как к территории экспансии. Однако нынешняя реакция Ватикана на события на Кавказе и на размещение ПРО показывает, что эта фаза, если вообще она имела место, уже позади.
Рим