0
1113
Газета Политика Интернет-версия

18.07.2007 00:00:00

Прививка секуляризма на православной земле

Тэги: молдавия, православие


Президент Молдавии Владимир Воронин в конце прошлого месяца отказался подписывать принятый парламентом 11 мая новый закон о культах и свободе совести и вернул его на доработку. Как сообщили информ-агентства, главное замечание со стороны президента касалось того, что в тексте закона не упомянуто православие как традиционная конфессия. Ранее с такими же возражениями против законопроекта выступал глава Православной Церкви в Молдове (Московского Патриархата) митрополит Владимир (Кантарян).

Согласно последним данным, 93% населения страны называют себя православными, при этом Молдавия остается территорией «канонического конфликта» между Русской и Румынской Православными Церквами. Кишиневская митрополия, пользующаяся автономией внутри Московского Патриархата, объединяет около 1200 приходов, а Бессарабская митрополия в составе Румынской Православной Церкви (РумПЦ) – около 130 общин.

Баталии вокруг скандального законопроекта продолжаются более полугода. До нынешнего времени в Молдавии действует принятый в 1992 году Закон «О культах». Ряд его положений ранее вызывал недовольство Совета Европы. По его рекомендации в 2002 году в закон были внесены поправки. Была отменена статья 15, которая закрепляла за государством право утверждать уставы религиозных организаций. Согласно упрощенным правилам религиозная организация лишь прилагает устав к заявлению о регистрации, которое Государственная служба по делам культов обязана утвердить в течение месяца. Таким образом, полномочия этого аналога советского Совета по делам религий уже пять лет назад были существенно урезаны.

Поправки 2002 года позволили официально зарегистрироваться Бессарабской митрополии РумПЦ – несмотря на противодействие представителей Московского Патриархата. Однако в целом старый закон вполне устраивает Кишиневскую митрополию. Он предусматривает, что «государство может поддерживать отношения сотрудничества с традиционной Православной Церковью» и запрещает «чрезмерный прозелитизм». В проекте нового закона, который лег на стол Владимиру Воронину и подписать который президент отказался, этих положений уже не было. В соответствии с рекомендациями Совета Европы Государственную службу по делам культов предлагалось окончательно упразднить, а регистрацию новых религиозных организаций сделать объявительной – единственным условием ставилось наличие подписей не менее 100 человек.

В декабре прошлого года новый закон о культах был принят молдавским парламентом в первом, а в мае этого года – во втором чтении. Подобно тому, как в 2002 году в клерикальных кругах возмущались регистрацией «раскольников» из Бессарабской митрополии, на этот раз страну охватила настоящая антисектантская лихорадка. Митрополит Владимир еще в марте направил в парламент свои поправки к законопроекту. Предлагалось включить в него упоминание о православии как традиционной конфессии, а также оставить статью, запрещающую прозелитизм. Однако эти предложения не были приняты к сведению разработчиками закона. Тогда у митрополита Владимира остался один выход – обратиться напрямую к президенту Воронину. И президент не отказал в помощи. Кстати, ранее он выступал за «усовершенствование закона о культах в соответствии с рекомендациями Совета Европы». Изменение позиции президента означает, что европейские ценности, включающие свободу совести и отделение Церкви и государства, плохо приживаются на молдавской земле.

«И я, и другое руководство страны относимся терпимо ко всем проявлениям веры в республике, но, конечно, поддерживаем православие. Однако появление все более необычных культов тревожит нас, потому что своего исторического места они в стране не имеют», – заявил молдавский президент в одном из последних интервью. Особый интерес в связи с этим заявлением вызывает то, что Владимир Воронин по своей партийной принадлежности – коммунист.

Тесный союз молдавской Компартии, наследницы КПСС, с Православной Церковью – уникальное явление на территории бывшего СССР. Объясняется это не только тем, что коммунисты имеют большинство голосов в парламенте, который избирает президента, а Церковь всегда поддерживает законную власть. Партия Воронина в Молдавии стала, по сути дела, единственным реальным противовесом националистическому движению, представители которого выступают за присоединение страны к Румынии. Недавнее вступление этой страны в Евросоюз – лишний козырь для них, тем более что огромное число молдаван уже имеют румынские паспорта. Для представителей Московского Патриархата подобный вариант развития событий – катастрофа, так как он предоставляет огромные возможности Бессарабской митрополии. С другой стороны, молдавская политическая элита вовсе не хочет терять свои полномочия и вынуждена искать возможности примирения с пророссийски настроенным Приднестровьем. При этом Кишиневская митрополия РПЦ остается единственной легитимной организацией, которая связывает правый и левый берег Днестра.

Неудивительно, что наиболее резкие заявления против «антиправославного» закона о культах и свободе совести раздались именно с левого берега. «Закон не делает различий между традиционными вероисповеданиями и тоталитарными, деструктивными, коммерческими, сатанинскими и псевдорелигиозными культами», – говорилось в майском заявлении приднестровского Союза православных граждан (СПГ). Особое негодование вызвало то, что законопроект в молдавский парламент внес Владимир Кубряков, лидер Христианско-демократической народной партии и секретарь Бессарабской митрополии РумПЦ.

Церковный раскол прямо отражается на раскладе сил в молдавском парламенте: коммунистическое большинство поддерживают Кишиневскую митрополию, а демократическая и националистическая оппозиция – Бессарабскую митрополию. В этой ситуации даже вопрос о церковном календаре приобретает политический характер. Как известно, Русская Православная Церковь празднует Рождество по юлианскому, а Румынская – по григорианскому календарю. В конце июня в парламенте обсуждалось предложение депутатов Социал-либеральной партии (СЛП) объявить 25 декабря выходным днем. Лидер СЛП Олег Серебрян доказывал, что Рождество по григорианскому стилю празднуют не менее 25% (!) жителей страны. Предложение было заблокировано коммунистами, представитель которых Виктор Степанюк заявил, что «празднование Рождества по старому стилю – давняя традиция, которой не следует пренебрегать. Дни 7 и 8 января являются выходными с момента провозглашения независимости республики».

Политизация церковного раскола в Молдавии накладывается на необходимость балансировать между европейскими секулярными ценностями и мнением Православной Церкви, которое бывает весьма консервативно. Причем речь идет не только о Кишиневской митрополии, непримиримой к «сектантам» и «раскольникам». Отношения Церкви и государства полностью зависят от политической конъюнктуры. Достаточно взглянуть на соседнюю Румынию, где с этого года действует закон, признающий только те религиозные организации, которые объединяют не менее 0,1% населения страны (то есть около 23 тыс. человек). При этом «особым статусом» наделены 18 крупнейших религиозных организаций, среди которых Румынская Православная Церковь занимает почетное первое место. Некоторые ее представители и вовсе предлагали объявить православие государственной религией, что вызывало протесты правозащитников. При этом в соседней Молдавии сторонники Бессарабской митрополии РумПЦ сами вовсю защищают свободу совести!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
484
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2202
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1439
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1071

Другие новости