Делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) вчера прибыла в Москву для торжественного подписания Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви уже утвердил этот документ на заседании 18–20 апреля. Синод также призвал молиться за делегацию во главе с Митрополитом Лавром (Шкурлой), «во еже благоугодно совершити им дело устроения единства святыя Церкве Российския».
Подписание Акта о каноническом общении – событие, несомненно, историческое для русского православия. XX век был богат церковными расколами. Самым крупным из них стало противостояние Русской Зарубежной Церкви, или Карловацкого Синода (созданного эмигрировавшими из Советской России епископами в 1921 году в Сербии), и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, избравшей в 1943 году Патриархом митрополита Сергия (Страгородского) – впервые после смерти Патриарха Тихона (Белавина) в 1925 году и периода репрессий со стороны большевиков. Долгое время РПЦ МП и РПЦЗ не признавали каноничность друг друга.
Наверное, церковным историкам еще предстоит выяснить, что же произойдет завтра: «объединение» или «восстановление единства». Вопрос этот скорее казуистический. Тем не менее «зарубежный» архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) в интервью «НГР» подчеркнул, что «мы ни в коем случае не говорим о «воссоединении Церквей» (хотя это и может звучать более броско), а о единстве Русской Церкви, сущностном единстве, которое выявляется в нашем общении – теперь также и на этих важнейших уровнях: евхаристическом и каноническом».
Торжественность момента будет подчеркнута тем, что царские врата в храме Христа Спасителя во время первого совместного богослужения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Митрополита Лавра будут открыты, как во время пасхальной службы. Подписание Акта о каноническом общении становится, таким образом, настоящим церковным праздником, «второй Пасхой».
Некоторые близкие к Церкви политтехнологи даже предлагали пойти на большее: объявить 17 мая Днем духовного единства и сделать его выходным. Впрочем, по мнению архиепископа Марка (Арндта), «церковные торжества ничего не приобретают от того, что их объявляют общенациональными. Праздники Церкви имеют свое великое духовное содержание, превышающее любые политические интересы».
Вместе с тем нельзя не признать, что политический смысл в подписании Акта все же есть. Ведь таким образом символически будут преодолены последствия Гражданской войны 1918–1921 годов, разделившей русский народ (и Православную Церковь вместе с ним) на «красных» и «белых», на тех, кто остался в СССР, и тех, кто эмигрировал. Все это отлично вписывается в «идеологический постмодернизм» России эпохи Владимира Путина, где кремлевские звезды мирно соседствуют с императорскими двуглавыми орлами.
Вклад нынешнего президента России в дело примирения РПЦ МП и РПЦЗ еще ждет своей объективной оценки. На вопрос корреспондента «НГР», могло ли «объединение Церквей» произойти без его политической воли, архиепископ Марк ответил: «Несомненно, объединение могло произойти и иным путем. Но когда Владимир Путин включился в этот процесс, его благожелательное отношение стало своеобразным гарантом. Оно способствовало снятию напряжения, обеспечивало ряд внешних условий для плодотворного диалога, не вторгаясь в него».
Между тем после «плодотворного диалога» осталась нерешенной одна проблема, дискуссии по которой, судя по всему, только предстоят. Дело в том, что IV Всезарубежный Собор, состоявшийся в Сан-Франциско год назад, одобрив в целом текст Акта о каноническом общении, отметил: «Участие РПЦ МП во Всемирном совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие РПЦ МП внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Всемирный совет Церквей – экуменическая организация, РПЦ участвует в ее работе с 1961 года. Между тем в 1983 году предстоятель РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов) предал экуменизм анафеме.
4 мая на пресс-конференции в агентстве РИА Новости этой темы коснулся секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов. «Внутри Московского Патриархата, как и в РПЦЗ, есть разные мнения относительно того, надо ли участвовать во Всемирном совете Церквей, – заявил он. – К рассмотрению этого вопроса мы, несомненно, будем обращаться и в будущем, в дискуссии по этому поводу будут участвовать все архиереи Русской Зарубежной Церкви». Архиепископ Марк (Арндт) в интервью «НГР» также подтвердил, что этот вопрос будет поднят представителями РПЦЗ. «Этот вопрос – самый сложный из всех, которые обсуждались, – заявил архиепископ Марк. – Московская Патриархия десятилетиями была связана с экуменической деятельностью, имевшей свою особую сложную суть и динамику. Несмотря на то что в 2000 году Архиерейский Собор в Москве занял ясные позиции в отношении экуменизма, на деле экуменические тенденции по сей день присутствуют в деятельности представителей Московского Патриархата. Подобное для многих в нашей Церкви – большой соблазн, и они прямо рассматривают это как серьезное препятствие к общению. Зарубежная часть Русской Церкви не будет молчать об этом после подписания Акта о каноническом единстве. Она непременно будет и в дальнейшем поднимать свой голос против всякой формы экуменической деятельности, которая размывает православную экклезиологию, препятствуя приведению инославных в лоно единой Церкви».
Таким образом, «проблема экуменизма» остается открытой, однако не рассматривается иерархами РПЦ МП и РПЦЗ как непреодолимое препятствие для торжественного подписания Акта о каноническом общении 17 мая. Здесь уместно вспомнить, что участие Русской Православной Церкви в работе ВСЦ никем не расценивается как помеха для общения с Грузинской или Болгарской Православными Церквами, хотя они в свое время вышли из ВСЦ по тем же соображениям, по которым РПЦЗ осудила «ересь экуменизма».
Согласно Акту о каноническом общении РПЦЗ получает статус «самоуправляемой Церкви» в составе Московского Патриархата. Таким образом, при сохранении «духовной, законодательной, административной, судебной и контролирующей власти» за главой Зарубежной Церкви его избрание (как и других зарубежных архиереев) должно будет утверждаться Патриархом Московским и всея Руси.
В то же время статус «самоуправляемой Церкви» для РПЦЗ вполне согласуется с историческим постановлением Патриарха Тихона (Белавина) «О самоуправлении епархий» от 20 ноября 1920 года. Этим указом Зарубежная Церковь обосновывала свой канонический статус «в рассеянии сущей», хотя сам Патриарх Тихон так и не признал Карловацкий Синод. В любом случае с подписанием Акта о каноническом общении и этот исторический спор отойдет в прошлое.