0
819
Газета Политика Интернет-версия

07.03.2007 00:00:00

Еще раз о «региональном компоненте»

Тэги: религиоведение, фурсенко, чубарьян


На прошедших в начале февраля XV Рождественских чтениях представители Русской Православной Церкви (РПЦ) предложили различные варианты школьного курса, который призван знакомить школьников с основами православия и при этом должен иметь культурологический характер. Помимо «Основ православной культуры» (ОПК) участники чтений говорили на этот раз и о «Духовном краеведении», и об «Основах духовной культуры и этики».

В Министерстве образования и науки сообщают, что в его недрах подготовлен учебник по предмету «История мировых религий». Его автор, академик Александр Чубарьян, отрицает, что этот предмет как-либо противостоит ОПК, который отстаивают в РПЦ. Корреспондент «НГР» побеседовал об истории этой чрезвычайно запутанной проблемы с академиком Российской академии образования, министром образования России в 1990–1992 гг. Эдуардом Днепровым, автором недавно вышедшей книги «Образование и политика».

– Эдуард Дмитриевич, сегодня в российском школьном образовании сложилась ситуация, когда государство и Русская Православная Церковь предлагают совершенно различные курсы, знакомящие школьников с религией. Как вы оцениваете это положение?

– Наступление Церкви на школьное образование началось не вчера. Еще в 1992 г. руководство Русской Православной Церкви заявляло, что «Церковь завоюет школу». После этого мне, как министру образования в то время, пришлось вести длительные переговоры с руководством РПЦ. В частности, я указал на то, что милитаристская лексика обычно не свойственна духовному сану и что школа отделена от Церкви. Это было указано в Законе «Об образовании» и позже – в Конституции России.

Тогда властью был сделан компромиссный шаг. Первый постперестроечный Закон «О свободе вероисповеданий» провозглашал светский характер образования, но одновременно предусматривал возможность преподавания в школах религиоведческих дисциплин. В законе специально оговаривалось, что указанные дисциплины должны иметь информативный характер, а их преподавание не может сопровождаться совершением религиозных обрядов.

В соответствии с этим законом мой преемник на посту министра образования Евгений Ткаченко направил в 1993 году в регионы информационное письмо, разрешающее факультативное преподавание предмета «Религиоведение», который предусматривал ознакомление учащихся с основами знаний о мировых религиях. Но при этом в письме достаточно жестко указывалось, что «в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах». Такое положение дел в школе сохранялось до 1997 года, когда был принят новый Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который разрешал преподавание в государственной школе уроков религии.

В РПЦ аргументировали необходимость таких занятий весьма любопытным образом. Идеологи Церкви заявили, что лучший вид «религиоведения» – это собственно «ведение», т.е. изучение самой религии. Правда, проведение таких уроков еще обставлялось рядом условий: по просьбе родителей, с согласия детей, по согласованию с органами местного самоуправления и опять же вне рамок образовательной программы.

– Чем же плохо религиоведение в средней школе?

– На мой взгляд, для средней школы термин «религиоведение» крайне неудачен, во-первых, в силу своего абстрактно-теоретического характера.

Это скорее предмет академических занятий. Во-вторых, остается возможность его многозначного толкования, чем в итоге и воспользовалась РПЦ. В ходе реформы 1992 г. планировалось введение в школьную программу другого курса (причем в рамках предмета «История») – ясного и конкретного курса «Истории мировых религий», который заполнял бы соответствующие лакуны в нашем культурологическом и историческом образовании.

– Однако в нынешнем Министерстве образования и науки продолжают настаивать на введении именно этого курса┘

– Я считаю, что это единственная толковая инициатива нынешнего министерства. Но следует помнить, и опыт это подтверждает, что любой компромисс с агрессивно настроенным и недобросовестным партнером создает новые возможности для клерикализации системы образования. Равно как и любая научная, педагогическая неточность, тем более закрепленная в праве, расчищает для этого необходимое пространство.

Когда министр образования и науки Андрей Фурсенко на XIV Рождественских образовательных чтениях в прошлом году заявил, что министерство будет вводить в школу не «Основы православной культуры», а курс «Истории мировых религий», он был буквально освистан православной аудиторией.

Общество недооценило дефицит здравого смысла у РПЦ, стремление иерархов Церкви подмять под себя государство. Образовательная политика сделала очередной антиконституционный зигзаг. С сентября 2006 года предмет «Основы православной культуры» официально разрешено вводить в школе.

При этом Министерство образования и науки перевело стрелку ответственности на регионы. Фактически оно отдало ОПК на откуп региональному компоненту государственного стандарта общего образования, заявив при этом, что федеральное министерство якобы не вправе вмешиваться в содержание регионального компонента.

– А разве оно вправе вмешиваться?

– Образование в соответствии с Конституцией РФ – предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. И министерство обязано корректировать региональный компонент, если он включает в себя материал, который не соответствует правовым нормам, в данном случае Конституции РФ и Закону РФ «Об образовании». Напомню, что при Министерстве образования и науки существует Федеральная служба по надзору в сфере образования. И ее главной целью, первейшей обязанностью, согласно постановлению правительства РФ от 6 апреля 2004 года, является «контроль за исполнением законодательства в области образования».

Входя в региональный компонент государственного стандарта общего образования, ОПК получает статус государственного предмета, что по определению невозможно в светской школе. При этом министерство не только пренебрегает своей миссией по контролю за исполнением законодательства в сфере образования, но и вводит в светской школе преподавание конфессиональных предметов за государственный счет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
785
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2543
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1722
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1341

Другие новости