По воскресеньям площадь Святого Петра в Ватикане как всегда заполняется паломниками и туристами, внимающими словам Понтифика и аплодирующими при его появлении в окне Апостольского дворца. Но чувства верующих к Бенедикту XVI идут скорее от ума, чем от сердца. Еще не установился тот задушевный диалог, который прежде возникал между Иоанном Павлом II и его паствой.
Если следовать национальным стереотипам, то можно было бы сказать, что широкую славянскую душу Кароля Войтылы сменила немецкая чопорность Йозефа Ратцингера. Но называть нового Папу "чопорным", может быть, и не совсем справедливо: он открыт для паломников, приветствует их улыбкой. Он старается быть скромным. В отличие от своего предшественника Ратцингер не полиглот, в частности, не знает славянских языков. Если поляку довольно легко читать текст по-словацки или по-русски, даже если он его и не знает, то для немца без специального филологического образования это не так-то просто.
Недавно, в одно из воскресений, на площади Святого Петра присутствовали верующие из Литвы и Венгрии. По заведенной при Иоанне Павле II традиции Понтифик должен был прочесть заранее подготовленные краткие приветствия на языках паломников. Он это сделал, но потом, улыбнувшись, извинился: "Надеюсь, что это литовский!" и "Я не могу гарантировать, что это венгерский".
Однако, несмотря на эти обезоруживающие, вполне человеческие проявления, чувствуется, что Бенедикт XVI еще не совсем вошел в новую для него роль. Когда он на открытой машине медленно проезжает среди толпы на площади Святого Петра и наклоняется, чтобы погладить ребенка по голове, ему не удается сделать это так же непринужденно, как это делал Иоанн Павел II.
Разница между прежним Папой и нынешним объясняется, возможно, не столько национальными особенностями, сколько различием в воспитании и образовании. В молодости Кароль Войтыла увлекался театром, у него выработались актерские навыки общения со зрителями. Они оказались весьма полезными в его общении с миллионами верующих. У Ратцингера скорее опыт церковного чиновника и кабинетного ученого-теолога, привыкшего общаться больше с книгами, чем с людьми. И он прекрасно это осознает.
Скорее всего мы больше не увидим массовых богослужений под открытым небом, которые были при понтификате Иоанна Павла II, особенно при его поездках в другие страны. Эти торжественные службы совершались часто в связи с беатификацией, то есть причислением праведников к лику блаженных. Таких богослужений Кароль Войтыла совершил больше, чем все его предшественники за несколько веков. Как заявляют в Ватикане, отныне Бенедикт XVI больше не будет совершать чин беатификации. Эту обязанность он предоставляет местным епископам, что более корректно с богословской и канонической точек зрения. Ведь почитание блаженных, как правило, имеет местный характер и ограничивается той епархией, где праведник совершил свой подвиг.
Ратцингер сохранит за собой только право совершения чина санктификации, то есть причисления блаженного к лику святых, после чего он почитается уже всем католическим миром. Но санктификации происходят нечасто, поэтому Папа не будет проводить массовые торжественные литургии, к которым уже привыкли верующие.
Однако нет правил без исключений. На днях, выступая перед священнослужителями Рима в базилике Святого Иоанна Латеранского, Бенедикт XVI объявил, что скоро начнется процесс беатификации покойного Иоанна Павла II.
В истории папства еще не было такого случая, чтобы беатификация начиналась всего лишь несколько месяцев спустя после смерти того или иного кандидата в блаженные. Как правило, должно пройти не менее пяти лет! Судя по всему, новый Папа хочет уступить достаточно эмоциональному желанию толпы, которая во время похорон Иоанна Павла II скандировала: "Уже святой!" Но тогда это воспринималось не более как речевка...
Новый Понтифик явно стремится подчеркнуть свою преемственность по отношению к Иоанну Павлу II, который ему всецело доверял и даже назначил главой Конгрегации вероучения. Ратцингер нашел достойную замену себе на этом посту, Конгрегацию вероучения теперь возглавил архиепископ Сан-Франциско Уилльям Джозеф Левада. С 1976 по 1982 год под руководством Ратцингера Левада трудился над созданием нового Катехизиса Католической Церкви. Он слывет консерватором, или, как он сам предпочитает о себе говорить, "ортодоксом". Можно с уверенностью сказать, что при нем Конгрегация будет и впредь успешно бороться со всякого рода отклонениями от доктрины веры.
Скорее всего, при Бенедикте XVI "культ личности" Папы, который порой знаменовал собой прежний понтификат, значительно уменьшится. В проповедях, которые Йозеф Ратцингер произнес перед конклавом и после своего избрания, он настаивал на центральной роли, которую в религиозной жизни должны играть Христос и таинство Евхаристии (Причащения), как таинство реального присутствия Христа в Церкви.
Церемония интронизации в соборе Святого Петра, а затем вступление в права Римского Епископа в Латеранском соборе (кафедральном храме Вечного города) были организованы Бенедиктом XVI так, чтобы внимание верующих сосредоточилось не столько на его фигуре, сколько на фигуре Христа. В этой связи он заявил: "Я не абсолютный монарх".
По всей видимости, Ратцингер не будет выступать в СМИ как "Папа-суперзвезда". Судя по всему, на передний план он намерен выдвинуть роль Понтифика, как высшего хранителя авторитета Церкви и богословской истины. Поэтому он внес в чин литургии, которая совершалась по случаю его интронизации, некоторые элементы древней обрядности, которые особо подчеркивают исключительность папского авторитета.
Следовательно, больше внимания будет уделяться той концепции, согласно которой Католическая Церковь является единственной хранительницей истины и оплотом спасения. Йозеф Ратцингер, будучи кардиналом и префектом Конгрегации вероучения, уже изложил эту концепцию в декларации "Dominus Jesus", вызвавшей много нареканий у православных и протестантов.
Уже есть и наглядные примеры, иллюстрирующие новый жесткий стиль Ватикана. В Вашингтоне со своего поста ушел главный редактор журнала "Америка" священник-иезуит Томас Риз. В течение последних пяти лет Ратцингер неоднократно призывал руководство журнала, в котором работают "либеральные" иезуиты США, к ответу за вероучительные вольности. По некоторым спорным доктринальным вопросам, от однополых браков до правомерности причащения политиков, выступающих против запрета абортов, Томас Риз публиковал выступления как "за", так и "против", вместо того чтобы безусловно защищать официальную точку зрения Церкви.
Пока неясно, подал Риз в отставку по своей инициативе или его просто уволили. Но многие аналитики полагают, что за широкой улыбкой нового Папы Римского может скрываться суровый лик Великого инквизитора.
Рим