Во все времена Католическая Церковь старалась влиять на политику западноевропейских стран. Но сегодня говорить о том, как осуществляется это влияние, достаточно сложно. Попробуем прояснить ситуацию на примере Испании, Италии и Германии, в которых связи между религией и политикой традиционно крепки.
В Испании эту связь в основном осуществляла организация "Опус Деи" ("Дело Божье"). Эта организация весьма влиятельна в современной Испании. Имена ее членов, как правило, держатся в тайне, поэтому трудно с уверенностью сказать, кто к ней принадлежит. Однако не секрет, что в рядах "Опус Деи" состоит Анна Ботелья, супруга нынешнего премьера Хосе Мариа Аснара, а их дети учатся в школе, которой руководит "Опус Деи". Некоторые журналисты утверждают, что к этой организации принадлежат также государственный прокурор Испании Хесус Карденал и министр иностранных дел Испании Анна Паласио.
В Италии влияние Католической Церкви на политику государства ослабло в начале 90-х годов, когда перестала существовать Христианско-демократическая партия (ХДП). В течение почти полувека ХДП находилась у власти, и Церковь в то время выступала за "политическое единство католиков". Всем верующим настоятельно рекомендовалось сплоченно голосовать за ХДП на выборах, чтобы противостоять влиянию Коммунистической партии Италии. Однако после падения коммунизма в Восточной Европе Церковь отказалась от принципа "политического единства" верующих.
Бывшие христианские демократы распределились по другим партиям, большая часть которых не имеет конфессиональной окраски. Основная масса вошла в организацию "Форца Италиа", возглавляемую нынешним премьер-министром Сильвио Берлускони. Прямые преемники ХДП - Христианско-демократический центр (ХДЦ) и движение "Объединенные христианские демократы" (ОХД), состоящие в правительственной коалиции и образующие единую фракцию в парламенте, а также Народная партия, входящая в оппозиционный блок "Оливковое дерево". Многие "левые" католики примкнули к оппозиционной партии "Маргаритка".
В эпоху ХДП Церковь могла рассчитывать на ряд верных союзников, в первую очередь в лице Джулио Андреотти, неоднократно занимавшего пост премьера и другие министерские посты. Сегодня Католическая Церковь может рассчитывать на таких итальянских политиков, как председатель сената Пьерфердинандо Казини (ХДЦ) и министр по европейским делам Рокко Буттильоне (ОХД).
Влияние Католической Церкви менее всего заметно в Германии. Для этого есть разные причины: во-первых, христианство тут разделено на две конфессии - католическую и евангелическо-лютеранскую, что всегда обязывало политиков сохранять равноудаленность от обеих. Во-вторых, в настоящее время у власти находится левое правительство из социал-демократов и "зеленых" во главе с канцлером Герхардом Шредером, который принадлежит к Лютеранской Церкви. Обе конфессиональные партии находятся в оппозиции, причем "Христианско-демократический союз" (ХДС) охватывает на всю Германию, кроме Баварии, а другая - "Христианско-социальный союз" (ХСС) существует только в рамках той же Баварии.
Первая по своему составу смешанная, католическо-протестантская, а вторая почти исключительно католическая. В Германии принцип "политического единства верующих" никогда не действовал. Раньше Католическая Церковь опиралась на бывшего канцлера и председателя ХДС Гельмута Коля, на покойного лидера ХСС Франца Йозефа Штрауса и на ряд преимущественно консервативных лидеров ХДС, например бывшего председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Альфреда Дреггера, скончавшегося в 2002 году.
Теперь ситуация изменилась. Новый лидер ХДС, пришедший на смену Колю, Ангела Меркель, - протестантка, да к тому же выросшая в ГДР. Она менее склонна поддаваться церковному влиянию, чем ее предшественник. Немецкие лютеране, особенно в восточных районах Германии (еще до возникновения ГДР), более последовательно, чем католики, выступали за независимость политики государства от религии. В настоящее время наиболее надежным союзником Католической Церкви в немецкой политике является министр-президент Баварии, лидер ХСС Эдмунд Штойбер.