В СТАТЬЕ Василия Рогова "Почему мирный процесс зашел в тупик?" содержится немало полезной информации и интересных мыслей; все было бы хорошо, если бы автор назвал статью как-нибудь иначе. На поставленный вопрос он ответил лишь частично, а главные, глубинные факторы не сделал предметом анализа.
Василий Рогов справедливо указывает, что соглашения, достигнутые в Осло, "были далеки от совершенства", но дальше эту важнейшую тему не развивает, а "определяющим моментом" считает вот что: "Виной всему одностороннее американское посредничество".
Есть два способа приступить к решению сложной проблемы: один - сразу взять быка за рога, попытаться сделать главное, а второй - начать с более легкого в расчете на то, что к тому моменту, когда неизбежно придется заняться главным, уже будет накоплена некая позитивная инерция. В 1993 г. Рабин, Арафат и Клинтон выбрали второй вариант, но, когда через семь лет дело дошло до трех кардинальных проблем (Иерусалим, палестинские беженцы, еврейские поселения на палестинской территории), на поверхность вышло то, что все знали, но старались отодвинуть "на потом": позиции сторон диаметрально противоположны и приемлемого для всех решения не существует. И тогда те, кто по обычной человеческой слабости, желанию отсрочить принятие мучительных решений или же по мотивам политической игры делал вид, что все в общем-то в порядке и до мира осталось два шага, угодили в яму, которую сами себе вырыли. А разочарованные массы по обе стороны "линии фронта" решили, что их долгие годы просто водили за нос. "Голуби" как с израильской, так и с палестинской стороны ушли в тень, "ястребы" злорадно закричали: "А что мы всегда говорили? Разве с ними договоришься?" Вспышка насилия стала неизбежной.
Итак, первый вопрос - о разделе Иерусалима. Собственно говоря, он уже много десятилетий разделен на западный (еврейский) и восточный (арабский) города, но между ними - обнесенный стеной Старый Город, а в одном из его уголков - Храмовая Гора (по-арабски аль-Харам аш-Шариф): всего-то около 12 гектаров, но нет на земном шаре другого места, имеющего столь колоссальное символическое значение. Именно из-за этой маленькой территории город называется по-арабски Аль-Кудс ("Священный") и является третьим по своей святости городом после Мекки и Медины для всех мусульман: ведь здесь расположена мечеть Аль-Акса ("Дальняя"), которую согласно мусульманскому преданию пророк Мухаммед посетил во время своего знаменитого полета из Мекки верхом на крылатом животном аль-Бураке в сопровождении ангела Джибрила, а рядом с ней - построенная позже мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол скалы), стоящая на скале, с которой пророк вознесся на небо для встречи с Аллахом. Считалось, что скала тоже рванулась вслед за Мухаммедом на небо, но ангел удержал ее, оставив на скале отпечаток своей ладони. А буквально рядом - рукой подать - Западная стена, или Стена плача, величайшая иудейская святыня, единственное, что осталось от Второго Храма, разрушенного римлянами две тысячи лет тому назад. И все это на крошечном клочке земли!
"Не родился еще такой арабский лидер, который смог бы отказаться от Иерусалима", - сказал недавно Арафат, и он был совершенно прав. Точно так же и Барак, и Шарон могли бы заявить, что не родился израильский лидер, который мог бы отказаться от принципа, гласящего: "Иерусалим - вечная и неделимая столица еврейского государства". Этот принцип утвержден законом, принятым кнессетом (парламентом). Барак в прошлом году пошел на беспрецедентный шаг: он фактически согласился на раздел Иерусалима и на суверенитет палестинцев над большей частью Старого Города и даже частью Храмовой Горы, но при этом предполагалось, что столица арабского государства будет находиться в пригороде. Но это не то, о чем десятилетиями мечтали бойцы палестинского сопротивления, чей лозунг Арафат не устает повторять: "Иерусалим - столица арабской Палестины!"
На эту тему написаны сотни книг, на протяжении полувека эксперты на Ближнем Востоке, в Европе и Америке обсуждали десятки вариантов с целью построить квадратуру круга - добиться, чтобы Израиль выполнил решение ООН, требующее от него уйти со всех территорий, занятых в 1967 г., включая Восточный Иерусалим, но в то же время сделать город столицей обоих государств, арабского и еврейского. И когда В.Рогов пишет, что "урегулирование практически невозможно представить без активной роли России", - неужели он всерьез думает, что даже при наличии действительно превосходных кадров арабистов Смоленская площадь выдаст нечто, до чего десятки лет не мог додуматься никто, найдет магическую формулу решения проблемы Иерусалима?
Второй камень преткновения - палестинские беженцы, те, кто бежал или был изгнан из своей земли в ходе арабо-израильских войн, и их потомки, живущие в лагерях ООН. Их более 3 млн., и их право на возвращение к родным очагам неоспоримо, но израильтяне отвечают: "А что будет, если к миллиону арабов, уже проживающих в Израиле наряду с пятью миллионами евреев, прибавятся еще миллионы? Это будет концом Израиля как еврейского государства". Конечно, часть возвратившихся беженцев может быть размещена не в Израиле, а в рождающемся Палестинском арабском государстве, но сколько? По подсчетам специалистов, приводимым лондонским еженедельником "Экономист", там за десять лет может быть расселено не более полумиллиона человек. Остальные - в Израиль? Вряд ли найдется хоть один израильский еврей - особенно после того как началась "вторая интифада" и давняя ненависть арабов проявилась с ошеломляющей силой, - который бы на это согласился. Но без решения вопроса о возвращении беженцев палестинцы категорически отказываются от мирного соглашения с Израилем.
Наконец, еврейские жители поселений, разбросанных по Западному берегу Иордана и Газе (их примерно 200 тыс. человек). Палестинцы единодушны в том, что это - сохранение оккупации и колонизации. Многие такие поселения Барак согласился ликвидировать (Шарон на это не пойдет), но как быть, например, с Хеброном, некогда столицей царства Давида, самым святым (наряду с Иерусалимом) городом иудеев, где находятся могилы Авраама и других патриархов? Какое израильское правительство осмелится насильно выдворить оттуда сотни еврейских семей?
Вот почему прошлогодний Кэмп-Дэвид был заранее обречен на провал. И Барак, и Арафат великолепно знали ту черту, которую ни один из них не мог переступить без катастрофической потери лица и утраты власти. Ни арабские, ни израильские лидеры не могут игнорировать незримую "красную линию", очерченную как все более ожесточающимся общественным мнением с обеих сторон, так и, в особенности, "собственными" непримиримыми экстремистами. Этим и объясняется то, что они совершают вроде бы нелогичные поступки, упускают шансы, когда, казалось бы, остается сделать один лишь шаг до соглашения, и загоняют друг друга в угол. Так, Арафат не мог не поддержать интифаду, хотя не он ее начал, вопреки мнению тех наблюдателей, которые полагают, что палестинский лидер вдруг решил "топнуть ножкой". Не Арафат ведет палестинцев, а его ведут массы, надеявшиеся в течение семи лет, что он медленно, но верно, через ряд промежуточных этапов идет к Арабской Палестине со столицей в Иерусалиме, к возвращению беженцев и ликвидации всех еврейских поселений. Теперь эти массы разочарованы и озлоблены, и Арафат не может позволить себе выглядеть капитулянтом - разве он забыл судьбу Садата? Но точно так же и любой израильский премьер помнит о судьбе Рабина, убитого своими же за "предательство" еврейских поселенцев...
Ни Америка, ни Россия ничего не решат. Это конфликт цивилизаций, религий, менталитетов. Гегель говорил, что подлинная трагедия не тогда, когда одна сторона права, а другая - нет, а когда обе правы. Столкнулись две правды. Палестина - земля и арабов, и евреев, но для того чтобы жить на этой земле в мире, понадобятся новые поколения...