СОЦИОЛОГИЯ ПОЭЗИИ
Александр Блок. Полное собрание стихотворений. Т. 1 (1897–1902); Т. 2 (1902–1908); Т. 3 (1909–1921)
– М.: Прогресс-Плеяда, 2009–2011. – Т. 1 – 440 с. – Т. 2 – 456 с. – Т. 3 – 360 с.
Наука – то же самое что игра. Главное – соблюдать правила. Есть правила и в литературоведении, в частности, при публикации текстов. Рассказать историю создания произведения. Сверить его с рукописью (если сохранилась) или авторскими исправлениями уже опубликованного текста. Наконец, откомментировать его. В случае с поэтическими произведениями правила ужесточаются. Необходимо соблюдать волю автора и сохранять циклы, разделы и книги стихов, как они были задуманы поэтом. Точное соблюдение воли покойного. Хотя могут возникнуть проблемы. Что если имеются разночтения, альтернативные редакции (вспомним «Кипарисовый ларец» Иннокентия Анненского)? Какой в таком случае выбрать основным, а какой загнать в варианты (или примечания)?
Поэтому неудивительно, что некоторые публикации вызывают нарекания: когда авторские разделы печатаются не полностью, выборочно приводятся варианты или не соблюдается избранная поэтом последовательность расположения текстов…
На первый взгляд составитель рецензируемого трехтомника Вячеслав Быстров (ИРЛИ, Санкт-Петербург) подставляется не меньше. Поэтическое наследие знаменитого поэта представлено не в соответствии с авторской волей. Какие книги? Какие циклы? Все стихи выстроены в хронологическом порядке, согласно авторской датировке. Благо Александр Александрович архив держал в полном порядке. Так что? Нарушение правил? И мы имеем ненаучную публикацию?
Нет. Ведь уже вышли соответствующие тома Полного собрания сочинений, в котором правила публикации полностью соблюдены. И поэтому – парадокс – настоящее издание имеет в данной ситуации как минимум два выигрышных момента. Подробные комментарии Быстрова, составляющие где-то треть каждой книги, дополняют указанное собрание. И самое главное: хронологическое расположение стихотворений позволяет понять эволюцию поэтической мысли Блока. А ведь подобная социология тоже важна. Она помогает ответить на вопросы: как оттачивался его опыт? На какие периоды приходятся взлеты вдохновения? На какие падения, кризис? Интересно, что в 1916 (9 июня) году Блок прекращает писать стихи. Предчувствие катастрофы? Правда, Блок затем создаст два шедевра – «Двенадцать» и «Скифы», сочинит несколько стихов «на случай» и переработает «На поле Куликовом».
Так что правила нарушать, конечно, нехорошо, но, переиначив слова одного из персонажей мемуаров Георгия Иванова, хочется сказать: «Нельзя, нельзя, но мозно».