Эвелина Хромченко: "Кафедру журналистики моды надо было открыть лет на 10 раньше".
Фото из архива Эвелины Хромченко
Вчера в культовой 232-й аудитории факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова на Моховой прошла первая лекция авторского курса эксперта моды Эвелины Хромченко «Журнал моды: создание и управление». С сентября 2013-го Хромченко возглавит на журфаке тематический модуль «Журналистика моды и стиля жизни» – сейчас идет разработка программы с перечнем дисциплин и кандидатур преподавателей. О своей мастерской Эвелина ХРОМЧЕНКО рассказала ответственному редактору «НГ-Антракта» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ.
– Эвелина, расскажите про ваш курс лекций. Чему бы вы хотели в первую очередь научить будущих журналистов?
– Мой курс лекций называется «Журнал моды: создание и управление». И первым делом я хотела бы открыть им глаза на то, что любители красивой жизни в нашей специализации не задерживаются – слишком много тяжелой работы.
– Есть мнение, что, например, лучшими театральными критиками становятся специалисты по театру, окончившие театральные вузы, а лучшими арт-критиками – профессиональные искусствоведы и т.д. Будут ли у студентов журналистики курсы по истории моды, истории стиля?
– Вы имеете в виду, что лучшие журналисты моды – это люди, окончившие текстильный институт? Практика показывает, что это не так. Возможно, дело в том, что в театральных и арт-вузах изначально есть специализации, связанные с литературой, – сценаристы и искусствоведы, это люди априори пишущие. В тех институциях, где учат на дизайнеров костюма изначально, не было специализаций, связанных с литературной деятельностью. Назовите мне случаи, когда модный критик оказался бы несостоявшимся модельером. Куда чаще попадаются удачливые клиенты с литературными дарованиями – культовый глянцевый главред Диана Вриланд выросла из светской модницы с яркой индивидуальностью и хорошим вкусом. Театральный критик критикует. Обозреватель моды обозревает.
Это другое. Вы часто видели в журналах моды разгромные статьи о неудачных коллекциях? В мире моды о плохой коллекции предпочитают просто не писать – это хуже, чем критика, ведь плохая реклама – это тоже реклама. То есть то, что делает обозреватель моды, – это по большей части позитивно. И я не открою вам Америки, сказав о том, что ругать легче, чем даже просто информировать.
Однако в тематическом модуле и предполагаемых предметах кафедры, разумеется, присутствуют и новейшая история моды, и новейшая история глянцевой журналистики. Сейчас мы находимся на стадии переговоров с преподавателями и приглашенными лекторами. Много внимания будет уделено и профессиональному вокабуляру – хотелось бы, чтобы журналисты моды не путали Gucci, Pucci и Rucci и могли легко описать любой костюм с точки зрения частей его кроя, его вида и предназначения, его материала, его силуэта и стилистики.
– На 270 мест в аудитории, где проходят ваши лекции, было подано более 700 заявок от студентов. Почему тема журналистики моды так востребована?
– Это вы у студентов спросите, пожалуйста.
– Сейчас перед вами стоит задача из авторского курса вырастить целую кафедру журналистики моды.
– Есть запрос рынка на специалистов, пишущих о моде, вот журфак и реагирует. На мой взгляд, такую кафедру следовало бы открыть минимум лет на 10 раньше. Однако все подробности лучше всего узнать у декана журфака Елены Вартановой, ведь эта блестящая идея принадлежит именно ей. И меня пригласила к сотрудничеству именно она.
Тема журналистики моды сейчас как никогда восстребована у студентов и слушателей. Фото из архива Эвелины Хромченко |
– Не боитесь ли вы, что, если так много студентов пойдут потом в журналистику моды, может быть переизбыток специалистов. Или, наоборот, у нас сейчас нехватка журналистов этой специализации?
– Самая распространенная проблема в глянце – это дефицит кадров. Я уверена, что не стоит бояться перепроизводства. Мы не будем раздувать количество студентов в модуле – предстоит очень жесткий отбор. Я не намерена тратить время уважаемых преподавателей на людей, которые будут туристами в профессии. Не секрет, что раньше, получив журналистское образование, выпускники часто не работали по специальности. У меня, например, был один из самых больших курсов в истории журфака – 200 человек, из них журналистикой живут единицы. Cреди главных редакторов журналов моды долгое время я одна имела диплом журфака, остальные были связаны с профессией переводчика или преподавателя английского языка. Та же ситуация была и с редакциями – источники информации в основном англоязычные.
Сейчас, когда хороший английский – это норма для выпускника любого вуза, от журналиста требуется нечто большее. Мы намереваемся им это большее дать и не хотим работать вхолостую.
Лично я всегда отдавала предпочтение студентам-практикам, потому что сама выросла на производстве, не покидая дневного отделения. Так вот, я глубоко убеждена в том, что, если на третьем курсе студент не интерн, на четвертом не внештатник, а на пятом не штатный сотрудник в интересующей его сфере – его профессиональное будущее сомнительно.
– Планируете в дальнейшем издать свой курс в качестве книги или учебного пособия?
– Да, разумеется, лекции курса моей мастерской лягут в основу одноименного учебника – это часть плана декана Вартановой.
– Как прошла первая лекция?
– Первая лекция – это введение, фактически обзор по всем лекциям моего курса. Мы вместе отправились в тренировочный полет для того, чтобы понять, кто из слушателей – пассажиры этого лайнера, а кто в будущем превратится в экипаж. Думаю, тот факт, что на этом маршруте не разносят прохладительные напитки, многих слушателей сразу же отрезвил.