Последние издания программы "Гаража" о современном искусстве и культуре.
Фото Василисы Деюн
Центр современной культуры «Гараж» запустил издательскую программу (совместно с издательством Ad Marginem) лишь в мае 2012 года. Меньше чем за год были изданы 11 книг, и, несмотря на то что часто написаны они арт-критиками, кураторами, предназначены издания совсем не для узкого круга профессионалов. Выставки «Гаража» открыты для всех, кто интересуется contemporary art. Так же и истории о современном искусстве и культуре порой читаются как захватывающие детективы.
Причем истории эти разнообразные. Здесь и философское исследование кинематографа французского философа-постмодерниста Жиля Делёза. И интеллектуальная автобиография одного из самых цитируемых мыслителей ХХ века Ролана Барта. И «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, которого в 2009 году журнал ArtReview назвал самым влиятельным человеком в мире искусства, а Москва помнит по работе на Московской биеннале современного искусства. А за сборник эссе критика и философа культуры Сьюзен Сонтаг, который по сей день остается одной из главных книг о фотографии, переводчик Виктор Голышев даже получил литературную премию «Мастер» 2012 года.
Три самых последних издания программы датированы уже 2013 годом. Первая из них – «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе» Джонатана Литтелла. Литтелл не искусствовед, он писатель и прежде всего человек, хорошо образованный и любящий живопись. Может быть, поэтому его рассказ о творчестве художника, которого называют чуть ли не самым депрессивным живописцем ХХ века, кажется с одной стороны очень личным переживанием, а с другой – немного отстраненным набором знаний. Мнения авторитетных критиков, рассказы самого Бэкона, но главное – живопись, познать которую в самой ее глубине и стремится Литтелл. Читать как книги картины, где «каждое без исключения пятнышко – дело рук художника», разгадать художественный метод, увидеть скрытый смысл, настроение и стремление – вот чему пытается научиться сам и научить читателя автор. Книга вряд ли поможет полюбить художника, с работами которого трудно долго находиться в одном помещении и которого очень непросто коллекционировать, но точно поможет его узнать гораздо лучше.
Кстати, коллекционированию посвящено еще одно новое издание «Гаража» – сборник рассказов, статей и эссе английского публициста Брюса Чатвина. Почему «Гараж» издает художественную литературу? Да потому, что все герои его произведений так или иначе связаны с искусством. В самом начале книги есть слова, определяющие всю историю: «Коллекционирование искусства – отчаянная уловка, направленная против неудачи, личный ритуал, помогающий излечиться от одиночества». И Чатвину ли не знать, что такое фанатичное собирательство, ведь он сделал головокружительную карьеру в аукционном доме Sotheby's – от грузчика до главы отдела импрессионизма (один из его рассказов повествует о любопытных наблюдениях во время этой работы). В сборник вошел не только короткий роман о чешском коллекционере мейсенского фарфора Каспаре Утце, пронесшем свою страсть через все трудности ХХ века. Но и история о Георгии Костаки, а заодно о советском коллекционировании – Чатвин много ездил по СССР, где его, как многих иностранцев, интересовали андеграунд и воспоминания о русском авангарде. Отсюда рассказы о встречах с Надеждой Мандельштам, Константином Мельниковым. Есть и множество других персонажей из разных стран, но непременно связанных с искусством. Не хватает книге, пожалуй, лишь одного – указания, в каких изданиях была опубликована та или история, все они в основном были написаны для журналов и газет.
В противовес легким увлекательным рассказам Чатвина «Гараж» выпустил куда более серьезную, заставляющую поразмыслить книгу. «Грамматика множества» итальянского философа Паоло Вирно – результат трехдневного научного семинара в Университете Кантабрии. Подзаголовок «К анализу форм современной жизни» напоминает, что к искусству издание имеет опосредованное отношение. Вирно дает интерпретацию политических, экономических и социальных изменений, которые происходят в Европе, предлагает новую структуру общества: вместо народа, государства и подобных терминов пользоваться понятием «множество», более метким в измененных обстоятельствах. Массовая интеллектуальность как самостоятельный фактор общественной жизни, болтовня и любопытство, возведенные в ранг философских понятий, цинизм и оппортунизм как способ социальной адаптации. С Вирно можно не соглашаться, как он сам полемизирует с философами разного времени – от Аристотеля до Хайдеггера, его обобщения лишний раз напоминают, что культура и, в частности, искусство есть отражение жизни или ее прогноз.