0
1458
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

08.02.2013 00:00:00

Арт-детективы

Тэги: гараж, книги


гараж, книги Последние издания программы "Гаража" о современном искусстве и культуре.
Фото Василисы Деюн

Центр современной культуры «Гараж» запустил издательскую программу (совместно с издательством Ad Marginem) лишь в мае 2012 года. Меньше чем за год были изданы 11 книг, и, несмотря на то что часто написаны они арт-критиками, кураторами, предназначены издания совсем не для узкого круга профессионалов. Выставки «Гаража» открыты для всех, кто интересуется contemporary art. Так же и истории о современном искусстве и культуре порой читаются как захватывающие детективы.

Причем истории эти разнообразные. Здесь и философское исследование кинематографа французского философа-постмодерниста Жиля Делёза. И интеллектуальная автобиография одного из самых цитируемых мыслителей ХХ века Ролана Барта. И «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, которого в 2009 году журнал ArtReview назвал самым влиятельным человеком в мире искусства, а Москва помнит по работе на Московской биеннале современного искусства. А за сборник эссе критика и философа культуры Сьюзен Сонтаг, который по сей день остается одной из главных книг о фотографии, переводчик Виктор Голышев даже получил литературную премию «Мастер» 2012 года.

Три самых последних издания программы датированы уже 2013 годом. Первая из них – «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе» Джонатана Литтелла. Литтелл не искусствовед, он писатель и прежде всего человек, хорошо образованный и любящий живопись. Может быть, поэтому его рассказ о творчестве художника, которого называют чуть ли не самым депрессивным живописцем ХХ века, кажется с одной стороны очень личным переживанием, а с другой – немного отстраненным набором знаний. Мнения авторитетных критиков, рассказы самого Бэкона, но главное – живопись, познать которую в самой ее глубине и стремится Литтелл. Читать как книги картины, где «каждое без исключения пятнышко – дело рук художника», разгадать художественный метод, увидеть скрытый смысл, настроение и стремление – вот чему пытается научиться сам и научить читателя автор. Книга вряд ли поможет полюбить художника, с работами которого трудно долго находиться в одном помещении и которого очень непросто коллекционировать, но точно поможет его узнать гораздо лучше.

Кстати, коллекционированию посвящено еще одно новое издание «Гаража» – сборник рассказов, статей и эссе английского публициста Брюса Чатвина. Почему «Гараж» издает художественную литературу? Да потому, что все герои его произведений так или иначе связаны с искусством. В самом начале книги есть слова, определяющие всю историю: «Коллекционирование искусства – отчаянная уловка, направленная против неудачи, личный ритуал, помогающий излечиться от одиночества». И Чатвину ли не знать, что такое фанатичное собирательство, ведь он сделал головокружительную карьеру в аукционном доме Sotheby's – от грузчика до главы отдела импрессионизма (один из его рассказов повествует о любопытных наблюдениях во время этой работы). В сборник вошел не только короткий роман о чешском коллекционере мейсенского фарфора Каспаре Утце, пронесшем свою страсть через все трудности ХХ века. Но и история о Георгии Костаки, а заодно о советском коллекционировании – Чатвин много ездил по СССР, где его, как многих иностранцев, интересовали андеграунд и воспоминания о русском авангарде. Отсюда рассказы о встречах с Надеждой Мандельштам, Константином Мельниковым. Есть и множество других персонажей из разных стран, но непременно связанных с искусством. Не хватает книге, пожалуй, лишь одного – указания, в каких изданиях была опубликована та или история, все они в основном были написаны для журналов и газет.

В противовес легким увлекательным рассказам Чатвина «Гараж» выпустил куда более серьезную, заставляющую поразмыслить книгу. «Грамматика множества» итальянского философа Паоло Вирно – результат трехдневного научного семинара в Университете Кантабрии. Подзаголовок «К анализу форм современной жизни» напоминает, что к искусству издание имеет опосредованное отношение. Вирно дает интерпретацию политических, экономических и социальных изменений, которые происходят в Европе, предлагает новую структуру общества: вместо народа, государства и подобных терминов пользоваться понятием «множество», более метким в измененных обстоятельствах. Массовая интеллектуальность как самостоятельный фактор общественной жизни, болтовня и любопытство, возведенные в ранг философских понятий, цинизм и оппортунизм как способ социальной адаптации. С Вирно можно не соглашаться, как он сам полемизирует с философами разного времени – от Аристотеля до Хайдеггера, его обобщения лишний раз напоминают, что культура и, в частности, искусство есть отражение жизни или ее прогноз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2186
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1423
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1061

Другие новости