Скульптуры Алексея Морозова пользовались большим интересом у сингапурской публики.
Фото пресс-службы галереи 11.12
В Сингапуре в третий раз прошла ярмарка современного искусства Art Stage Singapore. В ней приняли участие около 130 галерей, 75% которых приехали из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На стендах было представлено около 600 художников, саму ярмарку посетили 35 тыс. человек, в том числе молодые коллекционеры, которые специально приезжали в составе организованных групп, представители музейного сообщества, например, из комитета по приобретению произведений искусства галереи Тейт. Участвовали в ярмарке и две российские галереи – петербургская Lazarev Gallery и московская галерея 11.12. Владелец галереи 11.12 Александр ШАРОВ рассказал из Сингапура ответственному редактору «НГ-антракта» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ о том, что привлекает галеристов в Азии и об особенностях азиатского рынка.
– Александр, почему московская галерея решила участвовать не в европейской или американской ярмарке, что более традиционно, а в азиатской, сингапурской?
– Нам интересно новое. Мы работаем в Москве, у нас есть опыт открытия галереи в Америке. В Европе я достаточно поездил по выставкам и ярмаркам и не вижу, чтобы сейчас там происходило что-то столь же активное, что происходит в Азии. Здесь активные рынки, активные бизнес-позиции, которые привлекают активных людей. Азия – эпицентр деятельности. Это новое пространство, новые встречи, совсем другой менталитет. Это понимание того, можем ли мы с нашим российским искусством вообще им понравиться.
– И какие впечатления? Как на ярмарке воспринимала российских художников сингапурская публика?
– И мы, и Lazarev Gallery ушли без прямых продаж. Хотя на самой выставке продажи были, почти за миллион купили работу Аниша Капура. Но продают в основном местные галереи, которые на рынке давно. Азия реагирует на знакомое, известное. Так, с ходу, как это бывает в Европе или Америке – понравилось, поторговался, купил – здесь не бывает, не работает. Здесь надо рассказывать, показывать, объяснять. Это ментальность азиатского рынка, и нам необходимо ее учитывать. Так что в этот раз мы рассматриваем свое участие в ярмарке как хороший промоушен, новые контакты. Хорошо еще и то, что у нас в ноябре открылась галерея в Сингапуре, значит, есть шансы, что люди вернутся к нам после ярмарки.
– Какие авторы были у вас на стенде?
– Четыре художника: Алексей Алпатов, Макс Башев, Ринат Волигамски и Владимир Колесников. И еще три скульптуры Алексея Морозова – и такой утонченной, эстетической скульптуры на Art Stage больше не было, хотя были большие объекты, дизайн. Работы Морозова пользовались очень большим интересом у ценителей, которые понимают толк в искусстве. А в галерее параллельно мы открыли выставку Алексея Алпатова «Военно-морской пейзаж».
Зенитное орудие индонезийской галереи. Фото пресс-службы Art Stage |
– Какие впечатления о самой сингапурской ярмарке?
– Организация великолепная, все вовремя, очень качественно, никаких проколов. Хорошо организована пресс-служба, была специальная презентация для галеристов, на которой директор ярмарки поблагодарил участников, что было очень приятно. Огромное пространство, Marina Bay вообще центровое место, а еще плюс колоссальных размеров выставочный комплекс. Помимо азиатских галерей были участники из Лондона, Нью-Йорка, которые показывали не только привозное искусство, но и делали вкрапления азиатского, местных художников. Была Латинская Америка, Австралия. Из работ поразил Ян Пей Минг, когда его видишь вживую в таких форматах. Очень понравилась индонезийская платформа, для нас это вообще малоизвестная тема, некоторые работы я бы с удовольствием показал и в Москве. Это заслуживающая внимания экзотика, не только традиционные для Индонезии цветы, джунгли или девушки с корзинами – у них уверенное contemporary art. К примеру, там было замечательное зенитное орудие, я думаю, времен вьетнамской войны или около того, – полная имитация из пластика, композитных материалов, рукотворное произведение.
– У вас и в Москве открывается выставка. Что за проект?
– Выставка Володи Колесникова, она называется «Военно-воздушные силы». Она созвучна с его прошлой выставкой «Силы небесные». Идея в том, что военная техника, в данном случае вертолеты, – уникальная машина, созданная человеком для уничтожения человека. Но, кроме этих сил, существуют и другие силы небесные, мы помним их из мифологии – Зевс, Меркурий… Противостояние этих сил и отражено в работах Колесникова, выполненных маслом на холсте на очень высоком уровне.