Традиция ставить на Новый год и Рождество елку пришла в Россию из Германии.
Фото РИА Новости
В этом году в Москве работает более 200 елочных базаров. Купить можно пушистую датскую пихту, с которой практически не опадает хвоя, или культивированную особым образом канадскую сосну, или необычные пирамидальные американские пихты Фрезера. Ну и, конечно, нашу отечественную обыкновенную елку, которая давно стала чем-то настолько традиционным, про что говорят "испокон веку".
Впрочем, век этот не такой уж давний. В России традиция устанавливать елки появилась лишь в середине XIX столетия. До этого ель занимала весьма посредственное место в русской культуре. Она всегда была одним из самых распространенных видов деревьев в нашей стране, но в отличие от почитаемой и восхваляемой фольклором березы, елку у нас недолюбливали. В образе этого колючего, растущего в темноте и сырости дерева русские не видели ничего поэтического - даже в романтический XIX век лирическая поэзия изображала ель мягко сказать без особой симпатии. Не говоря уж о всякой нечисти, типа леших, живущих в ельниках, и использовании еловых ветвей в похоронных обрядах (по сей день, кстати).
В отличие от русских в Европе к ели относились более снисходительно. Особенно любили это дерево германцы - собственно у них-то изначально оно и стало символом рождественских праздников. Еще во времена язычества этому дереву, которое царило в западноевропейских лесах, отдавали особое предпочтение, наделяя его магическими свойствами. А первое письменное свидетельство украшения елок под Рождество относится к началу XVII века - некий путешественник углядел эту традицию в Страсбурге. В XVIII веке рождественская елка стала общим местом и уже в "Страданиях молодого Вертера" (а это 1770-е) Гете упоминает детскую елку с подарками как само собой разумеющееся мероприятие. А в начале XIX века елки продают на базарах того же Страсбурга, Лейпцига, Дрездена ровно также как сегодня в Москве.
Довольно быстро немцы распространили моду на елки по всей Европе: в 1840-е первое рождественское дерево появилось в Париже при дворе короля Луи Филиппа и в Виндзорском замке у королевы Виктории. Тогда же увлечение елками начинается и на американском континенте - с подачи тех же немцев, эмигрировавших в разные штаты. В это же время первые елки появились и в Петербурге - немцы, активно селившиеся в российской столице, распространяли и свою непреклонную елочную традицию. Хотя попытка изменить статус елки предпринималась и раньше - разумеется, не обошлось без вездесущего Петра I. Насмотревшись немецких традиций, он повелел украшать дома елками и хвоей на Новый год. Понимания это не вызвало и елочные украшения закрепились лишь… за кабаками. В то время в русском языке даже был особый лексикон: "идти под елку" (то есть в кабак), "елкин" (алкогольное опьянение).
В XIX елка стремительно завоевывает свое место в русской традиции, организуются публичные елки (первая - на Екатерингофском вокзале), формируется традиция самого праздника, появляется (в 1903) и знаменитая песенка про елочку, которая "в лесу родилась". Не сразу после революции, а в конце 1920-х на пике антицерковной компании елку пытались изнать из жизнь нового советского народа. Но уже в 1935 она, правда переименованная из рождественской в новогоднюю, триумфально возвращается как символ зимних праздников. Коим является и по сей день.
Впрочем, в наше время, когда елка стала неотъемлемой часть праздника и идеологическая основа ее использоания не вызывает протестов и споров, есть свои особенности. Вступает в силу фактор экологии: какую елку покупать - живую или искусственную. Долгое время считалось, что ставить искусственные елки дома гораздо лучше. Их сторонники утверждали, что вырубка елей вредит и так страдающим от пожаров лесам, почти треть деревьев не продается, а отправляется на свалку (против новогодней вырубки лесов выступали первые экологи еще в конце XIX века). Пугали даже тем, что в квартиру можно принести древесных паразитов - гусениц рыжих сосновых пилильщиков (правда, какой от них вред, непонятно). Но последние установки экологов таковы: покупать нужно живые елки. Часть из них выращивают на специальных плантациях, часть - остается от необходимых санитарных рубок леса. А те немногочисленные большие ели, что идут на украшение городов, существенный урон лесам нанести не могут. Выброшенная на помойку живая елка довольно быстро разлагается микроорганизмами. В отличие от искусственной, сделанной как правило из пластика из нефтяных продуктов - естественное разложение этого маетриала займет несколько сотен лет. Даже если такая елка утилизируется (что в нашей стране происходит крайне редко), выбросы в процессе ее производства и последующей переработки сильно загрязняют атмосферу. Кроме того искусственная елка считается более пожароопасной. Ну а самый экологичный способ отмечает WWF: покупайте елку с корнями, чтобы после праздников ее можно было посадить обратно в землю. Есть и другие альтернативы - дизайнерские елки из всевозможных материалов - книг, ткани, деревянных полок и даже вешалок для одежды и надутых резиновых перчаток.
Впрочем, какую бы елку мы не выбрали, вместе с игрушками (экологичными и не очень) на нее мы вешаем свои воспоминания. Достижения этого года, удачи и промахи, потери и радости. Пожелания, мечты и обещания, надеясь, что рождественское дерево поможет всему этому исполнится. И пусть наше домашнее мировое древо, обеспечивающее стабильность миропорядка, простоит всего неделю-другую и осыпется дождем пахучей хвоей. Пока стоит в нашем доме елка, дерево жизни и смерти, прошлого и настоящего, символ, переживший века и не поддающийся нападкам современных дизайнеров, новый год обязательно наступит. А мы встретим его во всеоружии, во всяком случае с наполненными бокалами. Так что как говорили во времена Петра I - пойдем-ка под елку!