0
1215
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.12.2012 00:00:00

Радикальный балет

Тэги: выставка, голейзовский


выставка, голейзовский Камерное пространство галереи пестрит яркими, эффектными эскизами.
Фото пресс-службы галереи

В галерее «Элизиум» проходит выставка «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932». Одна из лучших московских галерей, занимающихся русским искусством начала XX века, в очередной раз сделала настоящее исследование. Достала из архивов нескольких музейных собраний (Большого театра, Театрального музея имени Бахрушина и др.), частных коллекций и наследников работы художников русского авангарда, увидеть которые можно крайне редко, а то и вовсе никогда.

Балетмейстер Касьян Голейзовский начал работать в то время, когда в балете свершались самые радикальные перемены. В 1909 году он 17-летним юношей поступил в Большой театр и примерно тогда же начал придумывать собственные небольшие работы. Начало 1910-х – время первых Дягилевских сезонов, постановок Михаила Фокина, а в Большом – Александра Горского. Воспитанный на классическом балете, Голейзовский, восприимчивый к изменениям, которые несла с собой эпоха, быстро начал экспериментировать, искать новые художественные средства выражения новых же тем и образов. Он ставил небольшие балеты, хореографические миниатюры, эстрадные номера, работал с Таировым и Мейерхольдом и уже к началу 1920-х стал одним из самых популярных московских балетмейстеров. Несмотря на то, что иногда его работы были насколько радикальны, что критики их называли бредом сумасшедшего.

Впрочем, выставка рассказывает не о хореографии (о спектаклях и номерах напоминают лишь чудом уцелевшие фотографии в витринах), а о сценографии. Голейзовский, художественное образование которого ограничивается посещением студий живописцев и скульпторов, сам создавал костюмы ко многим своим постановкам. И привлекал к работе художников, которых сегодня причисляют к когорте русского авангарда. Камерное пространство галереи пестрит яркими, бойкими эскизами. Почти каждый из них можно расценивать не как прикладной рисунок, а как самостоятельное произведение искусства.

Стилистика работ самого Голейзовского разнообразна. Есть здесь и несколько веселых шаржей на коллег, выполненных в технике коллажа, и пластические зарисовки танцующих пар, и пышные, сложно сочиненные эскизы к балету-пантомиме «Арлекинада» 1919 года.

Для этой же постановки делал костюмы и Григорий Пожедаев. С ним Голейзовский вместе работал и над балетом «Маска Красной смерти», который так и не был поставлен «вследствие упорного сопротивления со стороны труппы» Большого театра. Он же делал костюмы для многих концертных номеров Голейзовского и написал очень выразительный портрет Голейзовского

Работал с Голейзовским и киевский художник Анатолий Петрицкий – его авангардные костюмы сразу узнаются в экспозиции. Есть в экспозиции эскизы костюмов Александра Родченко для балетной части постановки «Шестая мира» 1931 года, а также Бориса Эрдмана, который участвовал в создании многих спектаклей, балетов и концертных номеров Голейзовского. Работал балетмейстер и не с профессиональными художниками, такими как Василий Ефимов, который был в первую очередь танцовщиком, на собственной практике понимавшим запросы балетмейстера и в области костюмов.

Это разнообразная мозаика, – по сути, все, что осталось от спектаклей Голейзовского. Галерея дает редкую возможность увидеть восстановленный авангардный театр до 27 декабря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
459
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2170
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1410
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1048

Другие новости