Камерное пространство галереи пестрит яркими, эффектными эскизами.
Фото пресс-службы галереи
В галерее «Элизиум» проходит выставка «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932». Одна из лучших московских галерей, занимающихся русским искусством начала XX века, в очередной раз сделала настоящее исследование. Достала из архивов нескольких музейных собраний (Большого театра, Театрального музея имени Бахрушина и др.), частных коллекций и наследников работы художников русского авангарда, увидеть которые можно крайне редко, а то и вовсе никогда.
Балетмейстер Касьян Голейзовский начал работать в то время, когда в балете свершались самые радикальные перемены. В 1909 году он 17-летним юношей поступил в Большой театр и примерно тогда же начал придумывать собственные небольшие работы. Начало 1910-х – время первых Дягилевских сезонов, постановок Михаила Фокина, а в Большом – Александра Горского. Воспитанный на классическом балете, Голейзовский, восприимчивый к изменениям, которые несла с собой эпоха, быстро начал экспериментировать, искать новые художественные средства выражения новых же тем и образов. Он ставил небольшие балеты, хореографические миниатюры, эстрадные номера, работал с Таировым и Мейерхольдом и уже к началу 1920-х стал одним из самых популярных московских балетмейстеров. Несмотря на то, что иногда его работы были насколько радикальны, что критики их называли бредом сумасшедшего.
Впрочем, выставка рассказывает не о хореографии (о спектаклях и номерах напоминают лишь чудом уцелевшие фотографии в витринах), а о сценографии. Голейзовский, художественное образование которого ограничивается посещением студий живописцев и скульпторов, сам создавал костюмы ко многим своим постановкам. И привлекал к работе художников, которых сегодня причисляют к когорте русского авангарда. Камерное пространство галереи пестрит яркими, бойкими эскизами. Почти каждый из них можно расценивать не как прикладной рисунок, а как самостоятельное произведение искусства.
Стилистика работ самого Голейзовского разнообразна. Есть здесь и несколько веселых шаржей на коллег, выполненных в технике коллажа, и пластические зарисовки танцующих пар, и пышные, сложно сочиненные эскизы к балету-пантомиме «Арлекинада» 1919 года.
Для этой же постановки делал костюмы и Григорий Пожедаев. С ним Голейзовский вместе работал и над балетом «Маска Красной смерти», который так и не был поставлен «вследствие упорного сопротивления со стороны труппы» Большого театра. Он же делал костюмы для многих концертных номеров Голейзовского и написал очень выразительный портрет Голейзовского
Работал с Голейзовским и киевский художник Анатолий Петрицкий – его авангардные костюмы сразу узнаются в экспозиции. Есть в экспозиции эскизы костюмов Александра Родченко для балетной части постановки «Шестая мира» 1931 года, а также Бориса Эрдмана, который участвовал в создании многих спектаклей, балетов и концертных номеров Голейзовского. Работал балетмейстер и не с профессиональными художниками, такими как Василий Ефимов, который был в первую очередь танцовщиком, на собственной практике понимавшим запросы балетмейстера и в области костюмов.
Это разнообразная мозаика, – по сути, все, что осталось от спектаклей Голейзовского. Галерея дает редкую возможность увидеть восстановленный авангардный театр до 27 декабря.