Амори Шоме: "В России есть и рынок и клиенты. Так почему же нет большой ярмарки изящных искуств?"
Фото пресс-службы MWFAF
Вчера вечером для специальных гостей в Экспоцентре на Красной Пресне открылся возрожденный Московский международный салон изящных искусств (Moscow World Fine Art Fair). Он проходил в столице пять раз с 2004 по 2008 год. Тогда в ярмарке участвовало до 80 галерей из разных стран мира, а посмотреть в основном привозное искусство – от живописи старых мастеров до ювелирных украшений – приходили от 40 до 50 тыс. посетителей.
Через четыре года после закрытия Салон поменял руководство, но сохранил концепцию: представлять произведения искусства высокого уровня и привлекать большое количество иностранных участников. С сегодняшнего дня и до 18 декабря салон открыт для всех желающих. В Москву вновь приехали такие звезды антикварного бизнеса, как галереи Avelin, Michel Guy Chadelaud, De Jonckheere, Steinitz, отдельный стенд есть у аукционного дома Christie's. Из российских участников – аукционный дом «Кабинет», галерея Натальи Курниковой, «Петербургский антиквар», выступающий под именем Suslov gallery, «Турандот», «Эрмитаж». В преддверии салона его совладелец и устроитель Амори ШОМЕ ответил на несколько вопросов ответственного редактора «НГ-антракта» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ.
– Господин Шоме, почему вы решили возродить Салон изящных искусств?
– Этот салон достаточно известный, он проходил четыре года и был приостановлен его владельцем Ивом Бувье в связи с экономическим кризисом. Но мы видим, что сегодня в России есть и рынок, и клиенты, есть люди хорошо образованные, с деньгами, культура здесь всем интересна. Так почему же нет большой ярмарки изящных искусств, как во всех больших странах, в США, во Франции, в Голландии? Так что Ив Бувье, которого я хорошо знаю, попросил меня заняться организацией салона. У него самого сейчас много других проектов.
– Раньше вы занимались организацией ярмарок или выставок искусства?
– Я давно работаю в России, но у моей компании EXPO Plus история, отличающаяся от компании Art Сulture Studio Бувье. Мы занимаемся перевозкой и таможенным оформлением произведений искусств для выставок, и именно в этой области у нас большой опыт. А в области организации ярмарки Art Сulture Studio выступает в качестве консультанта.
– С самого начала много сомнений у всех вызвали время и место проведения салона.
– Что касается места, то вначале мы обратились в Манеж, но год назад там были замены руководства и управления и мы не получили никакого конкретного ответа. Кроме того, Манеж – большая площадка, которую нужно арендовать целиком по причине безопасности. Так как мы заново запускали проект, то не были на 100% уверены, что заполним такое большое пространство. А павильон «Форум» на Красной Пресне я знаю давно. Это таможенная площадка, что облегчает процедуру завоза груза. Да, это не центр Москвы, но все равно место, достаточно удобное по подъезду, парковке. Сейчас здесь нет никаких других выставок, кроме салона, свободно, можно спокойно работать. Это была одна из причин выбора такого времени проведения – мы не хотели совмещать искусство с какой-нибудь ярмаркой меда. Раньше салон проходил в мае, в это время многие улетают за границу или уезжают за город. А в середине декабря абсолютно все еще в Москве. Это стратегично.
Да, ситуацию осложняют снег, пробки, хотя пробки в Москве всегда. Но скоро Новый год, и, возможно, это улучшит продажи галеристов. Салон только открылся, посмотрим по его результатам.
– С какими трудностями вы столкнулись при подготовке салона? Насколько сложно проводить такие мероприятия в Москве?
– В Москве все достаточно сложно. Но у нас не было глобальных сюрпризов, мы давно работаем здесь и планируем возможные трудности заранее. Единственное, что никак невозможно было спрогнозировать, – это продажу квадратных метров. Мы не знали, заполним ли площадку. У нас было не так много времени – мы приняли решение в марте–апреле прошлого года. Но нам все удалось – галереи заинтересовались, все стенды были проданы, сегодня они все в Москве.
– Как вам удалось убедить иностранные галереи снова приехать в Россию?
– Они сами понимают, что в России есть потенциал, люди любят выставки, искусство, я бы даже сказал, что больше, чем в Европе, но и имеют деньги на покупку. Основной вопрос у галеристов всегда – кто организует ярмарку. Им нужны гарантии, что не будет проблем в плане организации. Мы их в этом убедили.
– Общались ли вы с российскими галеристами? Какое впечатление они на вас произвели?
– Мне трудно ответить, с ними в основном общалось наше представительство. Но я могу сказать, что большое количество галерей проявило желание участвовать в ярмарке. Был реально большой спрос, но мы не могли и не хотели брать всех, нам важно было выдержать и качество, и пропорцию: 70% иностранцев и 30% российских. Но вы сами можете видеть, какого высокого уровня работы представили российские галереи.
– В каком ценовом сегменте находятся вещи, выставленные на ярмарке?
– Мы старались показать искусство очень высокого качества, вещи здесь, конечно, разные по цене, но низкой стоимости точно нет. Даже небольшие предметы декоративно-прикладного искусства начинаются от 50 тысяч евро.
– Это разовый проект или ярмарка станет ежегодной?
– Сделать ее ежегодной – наша главная цель. Именно на это мы ориентированы.
– Вы сами что-нибудь коллекционируете?
– Я люблю красивые вещи, но нет, я не коллекционер. Впрочем, может быть, пока...