0
1718
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

14.12.2012 00:00:00

Искусство внутренней жизни

Тэги: барышников, выставка, ньюйорк


барышников, выставка, нью-йорк Для Михаила Барышникова произведения искусства стали настоящими друзьями.
Фото из каталога выставки

На обложке каталога выставки – Михаил Барышников застыл в отточенной, почти скульптурной позе в интерьере комнаты, сплошь, шпалерно завешанной работами. Эти листы в скромных рамках не просто украшение интерьера. Они его безмолвные, но верные друзья, те, что радуют изо дня в день дома и нередко сопровождают на гастролях. Буквально с каждым экспонатом выставки связаны воспоминания, история, реальные люди. Может быть, поэтому выставка в нью-йоркской ABA Gallery, крупнейшей американской галерее, занимающейся русским искусством, кажется не просто камерной, а личной, почти интимной. Она так и называется Art I've lived with – «Искусство, с которым я живу».

Как рассказывает директор галереи Анатолий Беккерман, уговорить Барышникова приоткрыть этот кусочек спрятанной от посторонних глаз жизни было очень непросто. Когда-то эту идею заронила директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, впервые увидев некоторые вещи Барышникова у него в офисе несколько лет назад. Зная целеустремленность неутомимого директора Пушкинского, можно надеяться, что выставка однажды доедет до Москвы. Но пока она на протяжении всего лишь двух недель радует Нью-Йорк, который Барышникова очень любит. Еще Сергей Довлатов вспоминал, как однажды, зайдя в хозяйственную лавку в Квинсе, обнаружил на стене не портрет президента или знаменитого спортсмена, а фотографию Миши (так его называют в Америке). Сегодня мало что изменилось – 64-летний Барышников возглавляет созданный им в 2005 году Baryshnikov Arts Center, снимается в кино, играет в театре и по-прежнему вызывает восхищение публики. Михаил Швыдкой, приехавший на открытие выставки, заметил «НГ», что сегодня в Америке мало русского искусства, ведь музейный обмен между нашими странами заморожен. А это значит, что важна любая возможность привлечь к русскому искусству внимание американцев. «Барышников – человек внутренней жизни, но наши добрые отношения сыграли свою роль, – рассказал Швыдкой. – Выставка получилась изящной, как изящно само его искусство».

Его искусство – конечно, балет, и это чувствуется не только в элегантной фигуре Барышникова, ловко скользившего на вернисаже от одних гостей к другим, но и в самих работах. Среди выставленной сотни произведений (всего, по информации Bloomberg, у Барышникова от 400 до 500 работ, хранящихся в Нью-Йорке, в его парижской квартире, в летнем доме в Коннектикуте), большинство связаны с театром. Джон Боулт, искусствовед и один из лучших специалистов по русскому искусству начала XХ века, написавший предисловие к каталогу, пояснил «НГ»: «Возьмем, скажем, эскизы Александра Бенуа. Они показывают, как работает художник, показывают его кухню, лабораторию, его креативные способности. Это во многом перекликается с жизнью самого Барышникова. Работы отражают его импульс, энергию, интерес именно к процессу, что важно и в живописи, и в балете».

Эскизов Бенуа на выставке несколько десятков: одни спектакли известны, другие – нет. Но выставка не претендует на исследование, ни в каталоге, ни в экспликациях не описана даже техника, в которой выполнена та или иная работа, редко встречаются датировки. Не то чтобы в данном случае это не важно – конечно, интересно было бы разобраться в истории тех или иных эскизов. Но экспозиция скорее преследует чисто эстетическую цель, а не научную, выставляя по большей части графику – искусство эстетское, понятное немногим.

Дополняют Бенуа театральные работы Бакста. Барышников с самого начала был увлечен Русскими сезонами, Дягилевым и тем золотым временем, который и по сей день считается расцветом русского балета. Он вспоминает: «Я со школы знал имена этих художников, видел репродукции их работ в книгах, но даже не думал, что когда-нибудь смогу их купить». Реальностью это стало впервые в 1975-м, через год после того, как Барышников оказался на Западе. В парижской галерее Proscenium он приобрел эскиз французского театрального художника Кристиана Берара к балету «Моцартиана» Джорджа Баланчина и ловкий карандашный шаржик на Сергея Дягилева работы Жана Кокто. С этого все и началось – без малого 40 лет он покупал в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке понравившиеся работы. Когда-то русская театральная графика мало кого интересовала, листы, которые сегодня продаются за суммы с пятью нулями, стоили тогда пару тысяч, а то и вовсе сотни долларов.

Многие вещи Барышников получал в подарок. Так, хореограф Джером Роббинс, с которым Барышников сотрудничал, подарил рисунок Михаила Ларионова. Ролан Пети, который, восхищаясь русским артистом, говорил, что тот «так музыкален, что, когда танцует, музыку видишь», оставил в коллекции на память мрачноватый, но очень выразительный эскиз к «Кармен» Антони Клаве. О дружбе с Татьяной Либерман напоминает рисунок ее дяди Александра Яковлева. А Алики Костаки вручила Барышникову две абстрактные работы Анатолия Зверева из коллекции своего отца (в экспозиции они висят на отдельной стенке, посвященной шестидесятникам, там же работы Олега Целкова и Михаила Шемякина). Однажды сделал Барышникову подарок и неизвестный поклонник – пожилой джентльмен подошел после спектакля и поинтересовался, знает ли танцовщик художницу Валентину Гросс, а на следующий день прислал рисунок с изображением Вацлава Нижинского.

Есть, пожалуй, и еще более личные вещи. Так, после участия в постановке The Molino room в Americaт Ballet Teater Барышникову был презентован один из эскизов художника Дэвида Салле, работавшего над сценографией этого спектакля, – три ботинка на полосатом фоне напоминают скорее работы поп-арта, чем театральный эскиз.

Хореограф Триша Браун, давняя соратница Барышникова, подарила собственный карандашный рисунок своих же по-балетному натруженных ног. А самый притягательный экспонат, пожалуй, – скромный лист с фигурками матросиков и подписью в уголке «Иосиф Бродский рисовал». Всем известно, что с поэтом Барышникова связывала многолетняя дружба. Бродский посвятил ему не одно стихотворение и называл его балет «чистой метафизикой тела».

Поэта и артиста объединяло многое, но помимо прочего вместе они фактически спасли от гибели (приложив и финансы, и свои прославленные имена) ресторан «Русский самовар», с которым связан целый пласт русской культуры в Нью-Йорке. От владельца ресторана Романа Каплана на выставке тоже есть послание. Он обогатил коллекцию театральным эскизом редкого на рынке художника Александра Хвостенко-Хвостова. Яркий авангардный костюм особенно понравился Джону Боулту, который впервые увидел коллекцию в период подготовки выставки и даже сделал для себя несколько открытий. Рассказывая «НГ» о своих впечатлениях, он отметил, например, «эскизы Судейкина в стиле ампир, бидермайер, которые открывают новую страничку в биографии этого до сих пор малоизученного художника».

Понравился эксперту и маленький рисунок Репина 1903 года, который Барышников купил совсем недавно в Хельсинки. Как известно, любой коллекционер не только приобретает произведения, но и расстается с ними. Барышников утверждает, что продавать коллекцию не собирается, но некоторые вещи дарит по особым случаям друзьям («Это более значимо, чем книга или побрякушка от Тиффани»). А всего год назад на торгах Sotheby's был продан петербургский вид Петра Верещагина из его собрания. Тогда вырученные без малого 750 тыс. долл. полностью пошли на нужды Baryshnikov Arts Center. А его руководитель отмечал, что, несмотря на сентиментальные воспоминания юности, которые вызывало это полотно, новое искусство гораздо важнее ностальгии. Впрочем, упомянул, что и остальные вещи со временем пойдут на поддержку центра. Но пока они по-прежнему в руках своего владельца, много лет заботливо выбиравшего их исходя из собственного вкуса и представлений о прекрасном. И у всех желающих есть шанс увидеть взгляд на жизнь большого артиста через призму творений больших художников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2195
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1431
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1067

Другие новости