Полотно Бориса Кустодиева "Извозчик" стало самой дорогой работой прошедших русских торгов.
Фото пресс-службы Christie's
Вчера в Лондоне завершилась традиционная осенняя Русская неделя, на протяжении которой четыре аукционных дома – Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's провели серию торгов русской живописью, декоративно-прикладным искусством, книгами, иконами. Для главных участников рынка торги оказались весьма удачными. За три сессии торгов, включая вечерний аукцион, на котором было продано 90% лотов, Sotheby's заработал 20,5 млн. фунтов. Christie's только на продаже живописи и декоративно-прикладного искусства получил более 15 млн. фунтов. Эти суммы еще несколько увеличатся за счет результатов продаж книг и рукописей. Кроме того, оба аукционных дома установили ценовые рекорды. Торги их коллег из Bonhams и MacDougall's прошли гораздо скромнее.
Главная работа нынешней Русской недели – полотно Бориса Кустодиева «Извозчик» 1923 года, выставленное у Christie's. Эту вещь сразу прочили в фавориты – и качество отменное, и история соответствует. Работа выставлялась на важнейшей выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году и неслучайно была выбрана иллюстрацией рекламного плаката (развеселый народный тип как нельзя лучше соответствовал представлениям о подлинной русской натуре). Позже она попала в коллекцию лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, который был другом Кустодиева и купил это произведение у вдовы художника в 1936 году. При эстимейте 1,5–2 млн. фунтов анонимный покупатель купил ее по телефону за 4,4 млн. фунтов, установив тем самым новый ценовой рекорд на произведения художника. Предыдущий равнялся 2,8 млн. фунтам, его установил Sotheby's в 2009 году.
Еще один ценовой рекорд – холст Александра Шевченко «Городские окраины», неожиданно проданный за впечатляющие 433 тыс. фунтов, при том что специалисты аукциона оценили его всего в 50–70 тыс. фунтов. Другой примечательный лот у Christie's – «Портрет мадемуазель Подбельской» кисти Николая Фешина, в удачной продаже которого мало кто сомневался. Работы Фешина русского периода на торгах появляются не часто, тем более такие выразительные, фактически музейного качества. Портрет оценили в 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов, продали за 2 млн. фунтов. До рекорда, конечно, далеко (в 2010-м его «Маленький ковбой» был продан за 6,9 млн. фунтов), но лот купили за достойные деньги. Любопытно, что третьим по стоимости топ-лотом всего аукциона стало не живописное полотно, а выполненные из позолотного серебра нагрудный знак и звезда Святого апостола Андрея Первозванного. Фалеристика сегодня в цене, и знак продали за 481 тыс. фунтов, что втрое выше эстимейта.
У Sotheby's внушительной и нежданной продажей стал написанный Валентином Серовым портрет Прасковьи Мамонтовой, дочери издателя Анатолия Мамонтова и кузины той самой Веры Мамонтовой, которая изображена на хрестоматийной «Девочке с персиками» из Третьяковки. То ли это приятное родство, то ли эмоциональная яркость портрета убедили анонимного покупателя заплатить за него 1,2 млн. фунтов вместо оценочных 300–500 тыс. Это новый ценовой рекорд, впрочем, не единственный на вечерних торгах Sotheby's. Удачно, также на рекорд, продали полотно Ладо Гудиашвили «У черного потока» – за него заплатили 937 тыс. фунтов, чуть больше эстимейта. Рекордной ценой стали 623 тыс. фунтов, которые заплатили за работу Мартироса Сарьяна «Поэт». Наконец, еще одним рекордсменом стал холст Сергея Судейкина, который вырос в цене с 200–300 тыс. до 601 тыс. фунтов.
Впрочем, несмотря на рекорды на вечерних торгах Sotheby's, гораздо большую неожиданность принес дневной аукцион, на который обычно выставляют вещи более дешевого сегмента. Там, как в былые докризисные времена, случилась настоящая сенсация. Карандашный портрет Всеволода Мейерхольда работы Юрия Анненкова вырос в цене с оценочных 30–50 тыс. фунтов до 1 млн. фунтов. Объяснить это безумие не может ни качество работы, ни точное происхождение (портрет входил в коллекцию композитора Дмитрия Темкина).
Скорее всего это случайность возраждающегося после кризиса рынка, которая, впрочем, будет иметь влияние на политику ценообразования на подобные вещи. Но нельзя было не заметить, что на русских торгах обоих аукционных домов цены вообще росли на вещи среднего и низкого ценового сегмента. Причем касалось это не только редкостей, как, например, коллекции работ Марии Якунчиковой на торгах Christie's (необычные работы с использованием выжигания по дереву, масла и акварели рано ушедшей из жизни художницы редко появляются на торгах) или пользующаяся спросом графика Сергея Чехонина. 11 работ первой ушли за 479 тыс. фунтов – почти в двое больше оценочной стоимости, 22 работы второго были проданы за сумму более 350 тыс. фунтов. Но и многие менее впечатляющие лоты росли в цене в два-три раза.
Случилось на торгах Sotheby's и еще одно значимое событие: архив документов, личных записей и фотографий Андрея Тарковского был куплен с молотка официальным представителем Ивановской области. Губернатор Ивановской области Михаил Мень еще раньше сообщал, что планирует выставить архив, который собирала киновед Ольгой Суркова, в Музее Тарковского в его родном городе Юрьевце. Видимо, желание это было очень велико, потому что за архив заплатили 1,5 млн. фунтов, в то время как эстимейт его был всего 100 тыс. фунтов. Оказалось, что среди других претендентов (всего их было 22 человека) на наследие режиссера был Ларс фон Триер.
Скромнее дела обстояли у аукционного дома Bonhams, которому не удалось продать свой главный лот – полотно Владимира Маковского «Ярмарка. Малороссия» 1885 года, оцененный в 1,5–2 млн. фунтов. Все остальные лоты не превышали 100 тыс. фунтов, что в целом типично для торгов дома. Не слишком успешно провел свои торги и дом MacDougall's, который всегда ярко и амбициозно выступал на русских торгах. Его аукцион открывал неделю вечером в воскресенье, что само по себе было достаточно рискованно. Кроме того, возможно, дом переоценил свои работы, чем несколько напугал покупателей. Так, не нашлось смельчаков, чтобы купить ранний холст Михаила Ларионова «Майский день» 1904 года, который дом оценил в 900 тыс. – 2 млн. фунтов. Да и остальные торги прошли не так успешно, как ожидалось. Впрочем, всего за две сесии дом заработал 7 млн. фунтов. 1 млн. из них приходится на работу Ивана Айвазовского, а за 453 тыс. фунтов (впрочем, в рамках эстимейта) была продана живописная работа 1916 года Антонины Софроновой, больше известной как графика (в 1916-м она была ученицей студии Ильи Машкова).
В целом, несмотря на некоторые неудачи, прошедшая неделя показывает, что рынок русского искусства достаточно стабилен. Спрос есть, цены растут как на вещи дорого сегмента, так и на более доступные. А это значит, что русские коллекционеры вне зависимости от прогнозов по-прежнему предпочитают национальное искусство.