На русских торгах в Лондоне уйдут с молотка сотни произведений искусства.
Фото Reuters
Осталось чуть больше недели до начала традиционных русских торгов, которые пройдут в Лондоне на площадках четырех аукционных домов – Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's. Все четыре дома привозили свои лучшие лоты в Москву. Christie's устроил закрытый показ в Доме моды Валентина Юдашкина, Sotheby's показал лоты будущих торгов в Историческом музее, MacDougall's привез выставку в Усадьбу Зубовых на Таганке, а Bonhams – небольшую экспозицию в здание фонда «Русское культурное наследие». Часть привезенных лотов уже была успешно продана. Так, полотно Василия Кандинского «Эскиз к импровизации № 8» было продано на торгах Christie's в Нью-Йорке в начале ноября за 23 млн. долл., установив ценовой рекорд на работы художника. Теперь очередь за другими русскими лотами, не такими дорогими, но среди которых также много интересного.
Накануне в Москве
Впрочем, еще до лондонских торгов в Москве пройдут два небезынтересных аукциона, волею случая назначенные на один день. Завтра, 17 ноября, торги проведут Российский аукционный дом (РАД) и дом «Русская эмаль» (в этот же день пройдет еще аукцион фалеристики у фирмы «Знак»). Так что чтобы успеть на оба, придется быстро перемещаться между Гостиным Двором, где базируется РАД, и Гоголевским бульваром, куда переехал в новое помещение «Русская эмаль». Оба дома предварительно показывали свои лоты на предаукционных выставках, оба включили в свои каталоги самый широкий спектр предметов – от живописи до ювелирных украшений. При этом, будто сговорившись, главными лотами они выбрали портреты.
Российский аукционный дом выставил около 200 лотов, среди которых самый дорогой и интересный, пожалуй, нежный женский портрет «Кокетка» Константина Маковского (он заслуженно вынесен на обложку каталога и оценен в 600–700 тыс. долл.). Любопытен и еще один портрет, на этот раз акварельный (отсюда и цена подешевле – 140–160 тыс. долл.) – свадебный портрет великой княгини Марии Николаевны работы придворного художника Михаила Зичи. То, что портрет именно свадебный, сразу не поймешь – княгиня одета нарядно, но все же скромно для столь значимого события. Дело в том, что с Григорием Строгановым княгиня обручилась тайно, обвенчавшись с ним лишь спустя три года.
Портретная тема продолжается и в разделе фотографий, который уже не первый раз предлагает Российский аукционный дом. В небольшой на этот раз подборке сразу выделяется классический снимок Александра Родченко, изображающий Владимира Маяковского, курящего папиросу и держащего на руках любимого скотч-терьера Скотика. Отпечаток с авторским штампом оценен в 5–6 тыс. дол.
И даже раздел декоративно-прикладного искусства открывает портрет – бронзовая скульптура Петра I 1872 года работы Александра Опекушина, аналоги которой имеются в собраниях Русского музея и Третьяковской галерее (170–200 тыс. долл.). Сам же Опекушин за эту работу был удостоен звания академика.
«Русская эмаль» уже не первый раз идет вопреки своему названию, что заметно увеличивает интерес к этому аукционному дому. Среди 230 лотов дом выставляет далеко не только этот тип декоративно-прикладного искусства, хотя среди топ-лотов заявлена Владимирская Богоматерь в окладе с эмалевым венцом (30–40 тыс. долл.).
Самые же дорогие из выставленных лотов – два графических опять-таки портрета, оба с хорошим провенансом – происходят из старой коллекции петербургского профессора Льва Лойцянского. На одном Зинаида Серебрякова пастелью изобразила сама себя (565–600 тыс. долл.), второй – созданный карандашом Юрия Анненкова также представляет женский образ (165–200 тыс. долл.). А замыкает эту тройку снова портрет, но уже живописный. Парадный поясной портрет графа Строганова кисти Александра Рослина – это, как утверждают организаторы торгов, фрагментарное авторское повторение портрета, хранящего в Русском музее (80–100 тыс. долл.). Помимо этого, «Русская эмаль» выставляет целую коллекцию миниатюр конца XVIII – начала XIX века, среди которых, например, портрет императора Александра I (эстимейт 13–17 тыс. долл.).
Впереди – Лондон
И все-таки именно осенние лондонские торги уже много лет являются важнейшим событием российского антикварного года. И пусть ни коллекции торгов, ни цены, ни расписание пока не могут достигнуть докризисного уровня, российские арт-дилеры, галеристы и коллекционеры на неделю съезжаются в столицу Великобритании.
На торги будут выставлены сотни лотов, но стоит отметить некоторые из них. Откроет неделю неожиданно дом MacDougall's, который обычно ее закрывает. У него на торгах живописью будет несколько интересных работ, не выставлявшихся в Москве, в частности ранний холст Михаила Ларионова «Майский день» (эстимейт 900 тыс. – 2 млн. фунтов), написанный в 1904 году в Тирасполе, как предполагают эксперты, под влиянием коллекции импрессионистов Ивана Щукина. Аукционный дом традиционно оценивает свои лоты дорого. Так, в разделе искусства начала XX века, где подобрана неплохая коллекция, изображение одного из тибетских монастырей Николая Рериха предлагают по цене 380–600 тыс. фунтов, кусковский пейзаж Константина Коровина – за 450–600 тыс. фунтов, а очень динамичное и яркое полотно Роберта Фалька «Карусель», написанное после посещения ярмарки в Бретани в 1934 году, – в 380–500 тыс. фунтов.
В разделе классики не обойтись без работ Айвазовского. Самые дорогие из них – два морских пейзажа: венецианский оценен в 900 тыс. – 2 млн. фунтов, крымский – 400–600 тыс. фунтов.
Здесь также масштабная работа Генриха Семирадского, произведения которого аукционный дом удачно уже продавал, «Христос среди детей» считается последним крупным замыслом художника (400–600 тыс. фунтов).
Конкуренты MacDougall's в разделе русского искусства – аукционные дома Christie's и Sotheby's – проведут свои основные аукционы в один день. Утренняя сессия Christie's, который нередко уступает по качеству коллекции своим оппонентам, на этот раз включает несколько безусловных фаворитов. Так, здесь будет выставлено полотно Бориса Кустодиева «Извозчик», написанное в 1923 году и не просто выставлявшееся на важнейшей выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, но и выбранное иллюстрацией рекламного плаката. Вес работе придает и ее провенанс – она происходит из коллекции лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, который был другом Кустодиева и купил это произведение у вдовы художника в 1936 году. Все это сказывается на цене: эстимейт «Извозчика» 1,5–2 млн. фунтов.
Еще один замечательный лот, который аукционный дом показывал в Москве, – портрет кисти Николая Фешина, который, находясь в частных руках, впервые за почти 100 лет появился на публике. На портрете изображена Наталия Подольская, предположительно ученица Фешина в Казанской художественной школе. Три других известных ее портрета хранятся в музейных собраниях. Эта работа безусловно музейного качества относится к русскому периоду Фешина, который очень редко появляется на торгах, так что портрет оценили в 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов.
Sotheby's продолжит этот день вечерними торгами, самые дорогие лоты которых представленными классикой. Так, полотно Василия Верещагина из балканской серии последний раз было показано на публике на американской выставке 1888–1891 годов и продано на последовавшем за выставкой аукционе в Нью-Йорке за 705 долл. Сегодня его предварительная цена – 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов. В эту же сумму оценено и масштабное слащавое полотно академиста Василия Котарбинского «Римская оргия», в этой же коллекции работы Шишкина и Айвазовского (700–900 тыс. фунтов). Из искусства XX века стоит выделить работу Ладо Гудиашвили «У черного потока» (600–800 тыс. фунтов) парижского периода, в которой грузинский фольклор соединяется с традицией французского импрессионизма. У работы необычная история: вернувшись в Советский Союз, художнику пришлось переделать работу – надеть на свою героиню платье, ведь советская критика не принимала образ обнаженной красавицы в ее изначальном варианте 1925 года. Только значительно позже произведение вернулось к своему исконному замыслу.
Наконец, четвертый участник – дом Bonhams – в этот раз также представит один лот-миллионер. Среди традиционно недорогой подборки выделяется полотно Владимира Маковского «Ярмарка. Малороссия» 1885 года, масштабная работа – почти двухметровая композиция с большим количеством типов, которая, однако, в свое время отклика не нашла – художественная критика того времени относилась к групповым сценам с неободрением. Сегодня, когда времена изменились, работу предалагают с предварительной оценкой в 1,5–2 млн. фунтов.
Русские торги в Лондоне в ноябре 2012 года | |||
25 ноября | 17.00 | Выдающееся русское искусство | MacDougall’s |
26 ноября | 10.00 | Выдающееся русское искусство | Christie’s |
═ | 18.00 | Выдающееся русское искусство | Sotheby’s |
27 ноября | 10.00 | Русская живопись | Sotheby’s |
═ | 15.00 | Иконы и декоративно-прикладное искусство | Sotheby’s |
28 ноября | 10.30 | Иконы и декоративно-прикладное искусство | MacDougall’s |
═ | 10.30 | Русские книги и манускрипты | Sotheby’s |
═ | 14.00 | Русское искусство | Bonhams |
29 ноября | 14.00 | Русские книги и манускрипты | Christie’s |