Наталия Заболотная возлагает большие надежды на дальнейшее развитие "Арсенала".
Фото пресс-службы Art Kyiv
В Киеве в здание «Мыстецкого арсенала» седьмой раз стартовала ярмарка Art Kyiv, которая в этом году изменила свой формат. О ярмарке, о том, что происходит на украинской арт-сцене, а также о развитии в Киеве нового выставочного пространства ответственному редактору «НГ-антракта» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ рассказала генеральный директор «Мыстецкого арсенала» Наталия ЗАБОЛОТНАЯ.
– Наталия, Art Kyiv в этом году превратилась в форум.
– Да, мы проделали постепенный путь к этому формату. Последние три года Art Kyiv принимала около 30 галерей, две трети их них ≈ украинские. Были спецпроекты, в прошлом году, например, японская и французская платформы. Мы не арт-дилеры, мы представляем государственную структуру. Когда Art Kyiv была задумана семь лет назад, была еще иллюзия, хотелось растормошить рынок. Мы начали много ездить, видели, как это происходит в мире, как экспонируется искусство, как много в Швейцарию съезжается кошельков со всего мира, и за четыре дня там происходят невероятные сделки. Нам хотелось приблизиться не то чтобы к Арт-Базелю или Frieze, но хотя бы к FIAC, хотя бы к Арт-Москве. Но рынок сейчас находится в состоянии стагнации.
– Вообще есть арт-рынок в Украине? Есть коллекционеры?
– Рынок находится на фазе зарождения. Фактически в Москве эта ситуация уже пройдена, а в Украине только появилась новая генерация коллекционеров. Искусство не то что начали понимать, его начали принимать. Art Kyiv стала хорошим мастер-классом для тех, кому коллекционирование не чуждо. Самый известный коллекционер, конечно, Виктор Пинчук, он сделал свое дело, его знают в мире и поэтому знают Украину. Но есть еще Игорь Воронов, один из немногих меценатов и один из самых крупных коллекционеров скульптуры XX века. Появилось около 30–40 молодых коллекционеров. Последняя тенденция – много стали собирать то, что связано с еврейским искусством, но эти коллекции, я думаю, постепенно выезжают за рубеж. У вас есть нефтяные доллары, а нам очень хочется чтобы угольный доллар или гривна заинтересовались современным украинским искусством.
– Что происходит на украинской арт-сцене?
– Знаете, куратор Первой украинской биеннале Дэвид Эллиот был искренне поражен, что украинская арт-сцена, которую никто не знает, за исключением трех-четырех имен, существует. Художники что ни есть актуальные, даже в глубинках. Есть такое понятие, как мейнстрим – во времена, когда не было Интернета, импрессионизм и авангард плодились всюду. Так и здесь.
– К вам приезжают и иностранные галереи. Как обстоят дела с законом о вывозе и ввозе предметов искусства?
– Законодательство у нас не способствует тому, чтобы иностранные галереи приезжали к нам продавать искусство. В этом году принят новый Налоговый кодекс, и мы боролись до последнего. Стало легче работать с искусством старше 50 лет, юридические лица его легко ввозят, но ввезти современное искусство очень сложно. Искусство продолжает приравниваться к простому товару, и выплаты составляют более 40%. Вице-премьер министр Тигипко, которому было поручено курировать Налоговый кодекс, сам увлекается искусством. Но он передал все дела в Министерство финансов, и там ставят странные вопросы. Будто можно приравнять автомобили и норковые шубы к искусству – пойдет массовый товар под видом современного искусства. Или можно сделать вид, что покупаешь за рубежом какую-то закорючку за 50 миллионов, банк перечислит эти деньги, а закорючка ничего не стоит. Очень сложно убедить чиновников, что есть прекрасные примеры Швейцарии, Великобритании, Франции, Америки.
– Возвращаясь к формату Art Kyiv – в этом году у нее очень большая некоммерческая составляющая.
– Я была учредителем Art Kyiv, но ни одной картины за свою жизнь не продала. Моя функция сподвижническая, функция «Мыстецкого арсенала» в том, чтобы представлять искусство. Нам уже не приходится, как пять лет назад, ездить, убеждать, что есть такой проект, приезжайте, это не так страшно, как вам говорят по телевизору, мы прекрасная страна, и медведи здесь по улице не ходят. Сейчас после нескольких громких проектов, организованных «Арсеналом», уже к нам приезжают, и мы получили право выбирать. Кому понятна деятельность «Арсенала», так это послам. «Арсенал» для них сейчас отдушина, место украинской силы, они предлагают проекты, как в этот раз посол Венгрии нам предложил выставку Виктора Вазарели. Вообще роль Киева больше чем коммерческая. Как ни сопротивляется Москва, но Киев – мать городов русских. У нас древнейшие святыни, но мы не дорабатываем в своих туристических путеводителях, пытаясь соблазнить иностранных туристов только этим. И наша Первая киевская биеннале доказала, что мы на правильном пути. Киев – роскошная площадка для экспонирования. К нам приезжали иностранные кураторы и говорили, что если мы и вторую биеннале проведем на таком же уровне, то у нас есть шансы, что Киев станет одной из следующих площадок мирового искусства. Это не самоцель, но нам очень важно проявиться на культурной карте мира.
– В «Арсенале» планируется открыть музей.
– Да, это будет сложный музей нового типа с гибкой концепцией. Он будет представлять историю украинского искусства с достаточно амбициозным отрезком времени в тысячу лет. Общая площадь «Арсенала» – 63 тысячи квадратных метров, это площадь Центра Помпиду, экспозиционная площадь Лувра. У нас большие возможности представлять как постоянные коллекции, так и сменные выставки.
Эта история искусства не будет как музей губернский краеведческий с застывшим скелетом мамонта, где ничего не меняется, кроме свежей пыли. Будут коллекции из разных украинских музеев, из галерей и музеев мира. Музей останется живым механизмов, ведь мы и сейчас живем в высоком ритме. Таких проектов, как Art Kyiv, у нас около 10 в год – Большой скульптурный салон, Большой антикварный салон, Книжный арсенал и др. Люди изменились, им хочется образовываться, хочется читать, слушать часами лекции, смотреть видео. Как сказал один куратор, если раньше превалировал авангард формы, то сейчас превалирует авангард смыслов. Мы ощущаем это на своей публике. Я пять лет издаю журнал Art Ukraine, который сначала выходил клубным тиражом в тысячу экземпляров для наших мероприятий и гостей. А сейчас он востребован, издается тиражом в 15 тысяч и переводится на английский. На «Арсенал» большая надежда, у России есть все атрибуты большого государства, а мы сейчас только к этому приходим. Люди хотят увидеть у большой страны большой музей и большое искусство.