Московский международный салон изящных искусств из Манежа переедет в Экспоцентр.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
В ближайшие месяцы в Москве пройдет несколько заметных событий, отражающих оживление рынка антиквариата и старого искусства. Еще вчера дом Christie’s открыл очередную предаукционную выставку, сделав на этот раз показ закрытым. Старые мастера и русские художники – то, чем могла насладиться избранная публика, перед тем как работы уйдут с молотка, в том числе на приближающихся лондонских русских торгах (пройдут традиционно в конце ноября). Среди привезенных лотов – «Кающаяся Мария Магдалина» Джампетрино и «Вышивальщица» Жан-Батиста Шардена, «Портрет мадемуазель Подбельской» Николая Фешина, оцененный для русских торгов в 1,2–1,8 млн. долл., а также подборка часов и ювелирных украшений.
Для широкой публики в этот раз тоже сделали подарок, выставив на три дня (до конца этих выходных) в Мультимедиа Арт Музее полотно Василия Кандинского «Эскиз к импровизации № 8». Его в начале ноября попытаются продать в Нью-Йорке за предполагаемые 20–30 млн. долл., что является заявкой на громкий ценовой рекорд. Цена связана с качеством и редкостью вещи – появление на торгах работ Кандинского такого уровня всегда событие. Причем тех, кто придет смотреть на Кандинского в МАММ, цена-то как раз мало заинтересует.
Следом за гастролями аукционного дома в Центральном доме художника откроется 19 октября 33-й Российский антикварный салон. 250 разношерстных участников, 20 тематических экспозиций (в том числе посвященных, например, русской эмиграции, кабинетной скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства эпохи ар деко, графики Бориса Григорьева и др.) и ожидаемые, как всегда, 30 тыс. посетителей. В общем, все как всегда, разве что специальный некоммерческий проект в этот раз отражает интересную тенденцию на нашем рынке. А точнее, растущий интерес не только к национальному искусству, но и к живописи старых мастеров, которая стала все более заметным явлением на салоне.
Спецпроект приурочен к перекрестному Году Германии–России и посвящен немецкой живописи конца XV – первой половины XVI века, поздней готике и Возрождению. Разумеется, из частных собраний – кому-то просто полюбоваться, кому-то позавидовать. Будут и совсем ранние памятники конца XV столетия, созданные анонимными швабскими мастерами (но, как отмечают организаторы, музейного уровня). Будут и поздние уже с именами, как створка алтаря мастерской Лукаса Кранаха Старшего и «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного» Лукаса Кранаха Младшего. Наверняка и на самом салоне старых мастеров будет достаточно, так что можно если не купить, то прицениться и посмотреть, какой же выбор делают и что же привозят из Европы наши антиквары.
Впрочем, старых мастеров (и не только их) скоро привезут и сами европейцы. В этом году у Российского антикварного салона снова появился конкурент. С 13 по 18 декабря пройдет обновленный Московский международный салон изящных искусств (MWFAF), который в докризисную эпоху несколько лет собирал в Манеже толпы любопытных посетителей (и покупателей в том числе). Теперь обновленный коллектив организаторов по ряду причин от Манежа отказался, выбрав в качестве выставочной площадки Экспоцентр. Выбор во многом рискованный, тем и любопытны результаты салона. С одной стороны, это пространство, более обустроенное под высококлассные выставки. Тут и система безопасности, и парковки, и множество других чисто экспозиционных дел. Плюс это дает возможность облегчить жестокий таможенный режим. Как рассказал совладелец салона Амори Шоме, ожидается значительная экономия на пошлинах, связанная с тем, что Экспоцентр таможенная зона, а также облегчение логистики – после покупки работы будут доставляться владельцу в течение 7–10 дней. С другой стороны, в Экспоцентре выставка искусства проходит чуть ли не впервые, это место ассоцируется с чем угодно, только не с коллекционированием. Видимо, потребуется дополнительная работа по привлечению покупателей.
Судя по тому, что на сегодняшний день свое участие подтвердили уже около 50 галерей, продавцы искусства надеются на прибыльность мероприятия (Амори Шоме с излишней скромностью говорил лишь о желаемой рентабельности). Из них 70% – гости, в числе которых такие антикварные величины, как De Jonckheere, Steinitz, Chadelaud, Aveline, Perrin. В общем, все те, кто еще месяц назад выставлялся в Париже на Биеннале антикваров, а весной поедет в Маастрихт. На пресс-ланче журналисты даже пошутили, что, по всей видимости, в Москву галеристы привезут остатки, то, что не удалось продать на крупных и солидных ярмарках. Даже если это так, в качестве выставленных вещей сомневаться все равно не придется, как и в качестве стендов российских коллег. Их будет немного – идет строгий отбор, хотя, как сказал Шоме, интерес очень большой. При любом результате мероприятие гарантирует оживление российского рынка старого искусства, тем более что его планируют проводить ежегодно.