0
1024
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.09.2012 00:00:00

Искусство или дискуссия

Тэги: ярмарка, искусство, арт москва


ярмарка, искусство, арт москва У всех участников свои мнения о будущем "Арт Москвы".
Фото предоставлено компанией "Экспопарк"

В Центральном доме художника проходит 16-я ярмарка современного искусства «Арт Москва», которая в этом году попала в непростые условия. Ее покинула арт-директор Кристина Штейнбрехер, которая перешла работать на Vienna Fair. Сама венская ярмарка проходит в этом году в то же время, что и «Арт Москва», выступив фактически прямым конкурентом и переманив часть галерей, посетителей и прессы. К тому же в «Арт Москве» не участвуют закрывшиеся галереи Айдан Салаховой и Марата Гельмана и незакрывшаяся галерея XL Елены Селиной – те мастодонты российского арт-рынка, без которых не обходилась ни одна предыдущая «Арт Москва». Да и сам арт-рынок не то чтобы находится в лучшем своем положении. Короче – ситуация!

Из нее, впрочем, ярмарка вышла вполне достойно! Главное, на чем сделали акцент, – не искусство (его, конечно, тоже скромно хвалят, интересное на ярмарке есть), а дискуссия. Затруднительное положение объявили переломным моментом в истории проекта и заявили: а почему бы, собственно, нам всем, заинтересованным в процветании российского арт-рынка и российской арт-сферы в целом, не собраться и не обсудить, что же делать дальше. Начиная со среды каждый день на «Арт Москве» эксперты делятся своими мнениями по многим ключевым вопросам. Как сделать рынок искусства прозрачным, как стать коллекционером не будучи миллионером, кто такой арт-менеджер и где этому учат, и можно ли быть филантропом в России...

Разумеется, одними дискуссиями ситуацию не изменить, но, не выслушав мнения всех заинтересованных сторон, трудно двигаться дальше. Вот и «НГ-антракт» в этот раз решил не делать обычный обзор достижений и недостатков ярмарки, а продолжить дискуссию на своих страницах. Несколько участников ярмарки, выступающих с совершенно разных сторон, рассказали ответственному редактору «НГ-антракта» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ, что же, по их мнению, следует делать, чтобы «Арт Москва» стала более привлекательной для всех участников рынка.

Василий Бычков, директор Центрального дома художника

Мы работаем над ребрендингом ярмарки постоянно, но ничего кардинального сделать не можем. Ситуация должна поменяться в обществе в целом. Это не зависит от одной ярмарки. Надо делать качественное искусство, профессионально работать на уровне галерей, на уровне прессы и критики. У нас всего мало – специализированных журналов, институций, галерей, всего одна ярмарка, и это «мало» должно работать очень профессионально. Глобальная задача состоит в том, чтобы наше общество стало больше ориентировано на современную культуру. Есть какой-то базис, но сейчас XXI век и мир живет по другим параметрам. У нас нет спонсоров, а как такое может быть у единственной ярмарки современного искусства в Москве? Просто мало тех людей, которые считают, что свое позиционирование в обществе, статус, имидж можно корректировать или вообще связывать с современным искусством. Есть два-три имени, но крупным корпорациям симпатичнее сделать попсовый концерт на Красной площади за миллионы, и потом ящик покажет мельком их логотип. А у нас что: 35 галерей, 30 тысяч посетителей за пять дней – они почему-то считают, что это не важно. Вы спрашиваете, что делать? Дайте мне много денег, я вам тут «Арт Базель» сделаю.

Екатерина Ираги, Iragui Gallery, член экспертного совета «Арт Москвы», куратор дискуссионной программы ярмарки

Мне кажется, есть масса инструментов. Надо привлечь публику, которую привлекают сами галереи, – у каждой из них есть своя сеть, и их надо объединять. Пытаться быть похожими на европейские ярмарки хорошо, но у нас есть свои исторические особенности, и надо на них делать акцент. А особенности эти связаны с бывшими советскими республиками. Многие из них сейчас ищут свою культурную идентификацию. Это, например, очень активно происходит в Азербайджане, в Баку. А вот вы здесь видите какую-нибудь азербайджанскую галерею? С Грузией у нас напряженные политические отношения, но любовь с грузинами осталась. А какая большая грузинская диаспора в Москве, мы могли бы и другие диаспоры привлечь. Москва кишит национальностями, им было бы приятно иметь представителя своей современной культуры на этой ярмарке. Это долгий процесс, но он оправдан. Должна быть проведена совместная работа над популяризацией современного искусства и над продвижением ярмарки. Создание общественного мнения – это работа журналистов. Надо гнать волну: люди, у нас есть чем гордиться, у нас есть прекрасные художники! Коллективная работа воспитания. Институции, где можно поучиться, конференции, просветительская деятельность – чем больше рекламы, положительных статей, тем лучше.


Главная российская ярмарка современного искусства, несмотря на трудности, пользуется популярностью.
Фото компании "Экспопарк"

Алексей Морозов, художник, автор спецпроекта Serenitas

Я сторонник системного подхода. Я не считаю, что для того чтобы поднять уровень отечественного футбола, достаточно купить дорогих футболистов, раздать какие-то колоссальные премиальные или нанять дорогого тренера. Это все какие-то временные и очень поверхностные шаги. Я считаю, что если «Арт Москва» – институция, которая озабочена глобальным движением, то ей необходимо идти в художественные вузы. Необходимо привлекать профессуру этих вузов, вовлекать их в процесс. Потому что количество непрофессионалов в данной области зашкаливает. Какое-то количество дилетантов необходимо для того, чтобы привносить некий элемент контрапункта, но когда критическая масса их становится преобладающей – это трагедия для процесса. То, что мы на данный момент и видим в русском современном искусстве. Соответственно институции не должны задаваться вопросом, где найти деньги, деньги не главное. А должны делать так, чтобы люди, которые выпускаются из художественных вузов – за государственный счет, между прочим, – не были социальными маргиналами, а были вовлечены в мировой художественный контекст.

Владимир Фролов, Frolov Gallery

Закрылись большие галереи, которые участвовали в «Арт Москве» все 15 лет, произошло совпадение венской и московской ярмарок, объективно в этом году общий уровень похуже. Но негативные причины отчасти идут на пользу, потому что люди начинают активировать свои ресурсы. Делать нужно многое. Общее ощущение, что произошел такой рестарт. Например, в этом году очень хорошо сделано пространство, и если найти спонсора, то можно это и дальше развивать. Надо найти возможность сделать дополнительные вещи, которые привлекут интернациональных коллекционеров. Если будут интернациональные коллекционеры, то серьезные галереи, которые участвуют во Frieze, Art Basel, ARCO, FIAC, подумают и, может, тоже приедут, потому что пока им тут делать нечего. В Москве должна быть одна ярмарка – «Арт Москва» ли, какая другая ли, может быть, в Манеже, – но она должна проходить при поддержке Министерства культуры, правительства федерального, правительства Москвы. Денег они не дают, но они дают статус. На FIAC приезжает президент Франции или как минимум министр культуры и мэр Парижа, на ARCO – кто-то из королевской семьи. Хочется, чтобы и в Москве была достойная ярмарка. Пусть она не скоро встанет даже в топ-20, но на уровне «Арт Брюсселя» или «Арт Стамбула» вполне может быть.

Александр Константинов, художник

Вот вы говорите – дискуссия. Я посмотрел программу, а почему в дискуссиях не участвуют собственно художники? Возникает вопрос – а нужен ли он вообще, этот художник? Или он уже исчез и остались только очень уважаемые менеджеры, галеристы? Обратите внимание на художника в первую очередь!

Елена Селина, XL Gallery

Что бы мы ни делали с «Арт Москвой», пока рынок не завелся, ничего не произойдет. Безусловно, отличные ходы с Неделей искусств в Москве; безусловно, хорошо, что ярмарка существует, что выставки открываются. Но я вам скажу очень скучную вещь: пока не будет каких-то налоговых льгот для людей и организаций, которые покупают искусство, пока не решатся проблемы с таможней, все остальные меры – поверхностные. Как привлекать западные галереи? Мало того что рынок в зачаточном состоянии – плюс к этому таможенные сборы. Галерея должна привезти работы, потом увезти работы, и только потом покупатель может их наконец получить. Мы все делаем что можем, и популяризация искусства идет, рано или поздно это сработает. Но ситуация, когда не решаются базовые вопросы, меня угнетает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
647
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2377
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1579
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1203

Другие новости