0
679
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

22.06.2012 00:00:00

Самый полный, но недооцененный

Тэги: иконостас


иконостас За свою историю Кирилловский иконостас пережил немало коллизий, но все-таки сохранился.
Фото РИА Новости

Четырехъярусный иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, созданный к 1497 году, ко времени освящения каменного Успенского собора, заменившего сгоревшую деревянную церковь, – самый полный за эпоху по числу сохранившихся икон. И, как следует из вступительного слова организаторов, «несколько недооцененный». «Он до сих пор отсутствует в больших трудах по истории русского искусства», – говорит директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. А казалось бы – речь хотя и не о кисти, но об эпохе Дионисия, одного из самых известных изографов. И речь о Кирилло-Белозерском монастыре, месте красивейшем и не испытывающем недостатка во внимании путешественников. Но тут же и разговор об истории, которая – увы, общее место – не знает сослагательного наклонения.

Этому иконописному памятнику не повезло. Впрочем, и это сегодня уже кажется общим местом, учитывая, что саму иконопись по-настоящему стали ценить и интересоваться ею как предметом искусства, а не культа столетие назад. И сегодня уже не в диковинку сюжеты про коллекционеров, которые с горящими глазами бегали по городам и весям – да даже по Подмосковью, – находя там неожиданно в том числе и древние, не только «новых» XVIII–XIX веков иконы. Но это общая траектория увлечения этим искусством, с иконостасами крупных соборов происходило иначе.

Высокий иконостас – с местным, деисусным, праздничным и пророческим рядами – формировался преимущественно в XV веке, и дошло их до нас довольно немного, Кирилловский – самый полный по сохранности. Когда в XVIII веке переломилась эпоха, она теперь полюбила пышные рамы, и в 1764-м Кирилловский иконостас изменили в соответствии с новыми вкусами. Пять деисусных икон и десять праздничного ряда отправили в другие монастырские церкви, пророческий же ряд упрятали в алтарь. По иронии судьбы, несмотря на известное отношение большевиков к Церкви, революционный период памятник из небытия как раз вернул. В закрытый монастырь от музейного отдела Наркомпроса наведался искусствовед и реставратор Александр Анисимов и расчистил пару изрядно потемневших к тому времени икон иконостаса…

Дальше – история почти детективная, удивление невиданным качеством и постепенный перевоз икон в Москву и Петроград для реставрации. И снова непростые коллизии – иконостас удалось спасти, но остался он разрозненным, как потом, в военные годы, будут разлучены семьи. Часть икон, конечно, в монастыре, другая разошлась по двум столицам, распределенная между Третьяковкой, Русским музеем и позднее Музеем Андрея Рублева. Оттуда их и привезли.


Необязательно быть верующим, чтобы понимать и чувствовать эстетику иконописи.
Фото РИА Новости

Некоторые иконы уже не первый год гастролируют: побывали на выставке «Россия!» в Нью-Йорке, а затем в Бильбао, некоторые были частью «Святой Руси», показанной в Париже, в Москве и в Северной столице. Но нынешний их выход в свет (кстати, наиболее представительной «делегацией» – всё не смогли показать из-за ограниченного пространства зала) – последний перед долгим перерывом.

Необязательно быть верующим, чтобы «всматриваться» в язык, «вслушиваться» в строгую эстетику прошлого. Теперь, в обратной перспективе, ту эпоху зовут дионисиевской. Дионисий работал во многих церквях и монастырях – в частности, в Успенском соборе Московского Кремля. К Кирилловскому иконостасу он не причастен (и прославившие иконописца росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, что относительно недалеко от монастыря Кирилло-Белозерского, исполнены позже, уже в 1502-м). Тут различают руки трех мастеров, хотя разговоры о стилистических особенностях – материя тонкая, и исследователи до сих пор спорят об атрибуции и разных параллелях. Но без влияния Дионисия не обошлось – писавший Страстной цикл праздничного ряда третий мастер был лирик, и певуче-удлиненные, строгие, но гармоничные по колориту фигуры напоминают образы Дионисия. В то же время в созданном первым мастером Деисусе с предстоящими перед Христом Богоматерью и Иоанном Крестителем история делает виток назад, оглядываясь на манеру Андрея Рублева…

Можно, конечно, пожурить: мол, нет в нынешнем показе концепции – просто собрать по музеям да показать, оставив аналогии в комментариях (впрочем, очень подробных). Но, с другой стороны, только так и можно погрузиться в искусство, привычное своей каноничностью и анонимностью – чтобы вдруг прочитать там разные манеры и темпераменты конкретных, хотя и безымянных для нас мастеров... И вот ведь возят иконы: кто-то смотрит на них как на произведение искусства, для других это святыни – но возят и потом возвращают в музеи. Чтобы сохранить. И это, вспоминая обострившееся в последние годы желание РПЦ вернуть себе «на места» многие памятники, которым уход нужен музейный, реставрационный, – вот это важно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
636
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2361
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости