Словесные конструкции. 35 великих архитекторов мира. Москва. 2012.
«Архитектура – это всегда изобретение, надо уметь удивлять», – говорит Оскар Нимейер, человек, которого иначе как легендой в мире этой самой архитектуры не называют. Его интервью, опубликованное в 2005 году в журнале AD, рассказывает, впрочем, не только об архитектуре, но и о коммунизме, власти, Ле Корбюзье, о том, почему Ленинская премия мира для него значит куда больше, чем заветный для всех архитекторов Притцкер, о Бразилии и справедливости. Но чтобы прогуляться по мастерской мастера, не нужно теперь искать старый номер журнала – AD выпустил сборник под названием «Словесные конструкции». Помимо Нимейера в него вошли истории еще о 34 архитекторах, которых авторитетный журнал наградил титулом «великий».
Читать об архитектуре и архитекторах не всегда просто – искусство, преследующее каждого человека буквально ежедневно (по крайней мере в крупных городах), в то же время не рождает такого теплого и эмоционального отклика, как другие виды искусства. Так вот удовольствие от этой книги как раз и состоит в том, что в ней архитекторы перестают быть загадочными махинами, ворочающими грандиозными конструкциями, планами и фантазиями. 35 разных личностей, пойманных в разные моменты их жизни. Кто-то уставший, кто-то разочарованный, кто-то радостный или саркастичный. Их мастерские разительно отличаются, их стремления и убеждения иногда и вовсе противоречат друг другу. Но каждый из героев предстает живым человеком со своими странностями, обычными человеческими недостатками, реакциями и эмоциями. Великие чудовища опускаются на землю. А архитектура, созданная ими, из холодных монументов из учебников для МАРХИ превращается в живые объекты современного мира.
Пока Кенго Кума рассказывает о том, что японцы в отличие от европейских архитекторов всегда работают исходя из окружения, интервьюер примечает домашние тапочки, скромно стоящие под столом мастера. Даниэль Либескинд удивляет своей непосредственностью и отсутствием желания разглагольствовать («Я – архитектор, а не интеллектуал»). Норман Фостер, к которому секретарша обращается не иначе как «милорд», уклоняется от прямых ответов про архитектуру, зато с удовольствием рассказывает о своих детях. Фрэнк Гэри рассуждает о мотиве рыбы в своем творчестве, в который раз сочиняя новую легенду (ни христианский символ, ни еврейское блюдо гефилте фиш оказываются ни при чем). А Жан Нувель повествует об опыте, полученном в обычном магазине duty free (это, кстати, единственный герой, кому посвящены в книге сразу два рассказа). Собственно из великих в этом сборнике не хватает разве что Захи Хадид, имя которой не раз упоминается в рассказах других архитекторов. Почему не включили эту великую женщину, достойно разбавившую бы собрание великих мужчин, неизвестно. Быть может, она появится на страницах какого-нибудь другого издания журнала.
Но даже в мужской компании сборник читается на одном дыхании, причем с любой страницы, благо что почти на каждой встречает какой-нибудь умопомрачительный архитектурный объект. Немного не хватает, может быть, только лишь фотографий мастерских архитекторов – почти каждое интервью заманчиво описывает обстановку, в которой рождаются шедевры. Впрочем, какие-то секреты все равно должны остаться за кадром.