0
1301
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

10.02.2012 00:00:00

Междусобойное искусство

Тэги: искусство, арт, фотовыставка, галерея


искусство, арт, фотовыставка, галерея Сложен и запутан артистический мир.
Иллюстрация из каталога Art Basel Miami Beach

Недавно одна за другой открылись две фотовыставки – XL Галерея показала «Сообщников» Игоря Мухина, RuArts – «Голую богему» Сергея Борисова. Обе – про арт-сообщество и артистизм как образ жизни, написанный на лице и в некоторых случаях на теле.

Выставки неплохие, у Мухина – так даже очень хорошая, но когда их смотришь, думаешь о другом. Подумалось об этом, впрочем, случайно, к размышлениям подтолкнула (почти) незначительная деталь: человек, может быть, впервые заглянувший на такой показ, прельстившийся, скажем, именем фотографа или названием, отметит живую непосредственность снимков, но значительную часть «Сообщников» вряд ли признает (герои работ в экспозиции не подписаны). В «Голой богеме» берут на живца, обнажая и приправляя ню китчем. Вот Иосиф Бакштейн как римский сенатор, обернутый в простыню, в Сандунах. Вот Сергей Африка с фото топ-модели на причинном месте. Несмотря на именитость, героев тут как раз подписали, а показ сделали ироничным шагом современного искусства к народным массам через ню. Двинут ли массы к contemporary art – тем не менее вопрос спорный. Публика не принимает современное искусство, а искусство, в свою очередь, нередко отворачивается от нее.

Комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн одной из целей самой биеннале еще в самом начале считал консолидацию сил в арт-мире. Пожалуй, этот мир сегодня уже можно назвать сообществом, предполагающим и чувство ответственности, и чувство локтя. Та же биеннале ширится, оптом к ней подверстываются многочисленные проекты (хотя их уровень часто биеннальному не соответствует). Публике, правда, часто об этом изобилии остается догадываться – не отлажена инфраструктура, маршруты, в конце концов, мало рекламы. Но об этом уже довольно рассуждали осенью. В то же время при кажущейся консолидации арт-институции не спешили включать в биеннале свои проекты-бестселлеры – скажем, экспозиция Марины Абрамович в «Гараже» туда не вошла.

Но единение в смысле того самого чувства ответственности, гражданственности, если угодно, есть – именно внутри художественной среды. Достаточно вспомнить выступления в поддержку Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова группы «Война». Можно, наконец, привести деталь другого ранга, но тоже характерную: за неделю до митинга 4 февраля от одного московского галериста пришло сообщение с приглашением после шествия отогреваться чаем в его галерее┘ Но это скорее дела внутренние.

Что касается выставочной политики, один из непременных ее ежегодных пунктов, превратившийся почти в пунктик, – ретроспективы концептуалистов. Жившее в Стране Советов в полуподполье своей свободы, сегодня это движение обосновалось в музеях-галереях. И публика читает в многочисленных показах другую историю (и искусства, и просто Историю). Даже российский павильон на Венецианской биеннале отдали Андрею Монастырскому с «Коллективными действиями». Но у многих такие архивные выставки навязли в зубах. Кроме того, концептуализм ведь – палка о двух концах.

Поскольку во многом он был замешен на акциях, адекватно воспроизвести которые сегодня сложно – никакие фото/видеодокументации, снабженные длиннющими мудрыми комментариями, что да как, ТОГО действа не оживят. Вот и ходит пытливый зритель, превратившийся в испытуемого читателя, по очередной выставке, скажем, группы ТОТАРТ (сейчас ее показывают в Московском музее современного искусства). Современникам, не говоря уж об участниках, манипуляции художников, например, с заворачиванием куба в бинты в акции «Белый куб» напомнят о многом. Для «свежей» публики текст возле фотографии смысловую завесу приоткроет, но вряд ли впечатлит. Снова искусство становится «междусобойным». А загвоздка в модели экспонирования: либо стоит придумать аналог «реперформансов» Марины Абрамович, либо получается, что документациям акций крупные экспозиции противопоказаны?..

Замкнутость арт-мира распространяется не только вовне, по отношению к публике, но и внутрь самого себя. Как по команде, вдруг слышатся сетования на нехватку новых имен (уж не стенания ли угнетенного Треплева про новые формы?). Площадки же, где бы им давали зеленый свет в московскую тусовку, можно пересчитать по пальцам одной руки. На «Винзаводе» работает СТАРТ. Есть Московская биеннале молодого искусства, но та собирается раз в два года. Еще? С осени в Пуговишниковом переулке проводит выставки Галерея 21, работает она с молодыми, но не с дебютантами. Скоро примеру СТАРТа последует агентство Art Ru (в отличие от СТАРТа, это коммерческая институция). Вот-вот на галерейном сайте стартует прием конкурсных заявок, летом их рассмотрит жюри, а осенью планируют открыть две выставки, персональную и коллективную. Дальше, если все пойдет как задумано, конкурсы в Art Ru станут регулярными.

Не хочу ни с кем спорить и с пеной у рта в чем-то убеждать. Сплоченность внутри арт-мира есть, хотя и тут не все гладко, а вот взаимопонимание современного искусства и публики пока остается проблемой.К


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
661
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2389
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1591
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1217

Другие новости