0
1506
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

16.12.2011 00:00:00

Пространство мыслей

Тэги: гараж, белов, парк горького


гараж, белов, парк горького Антон Белов: "У нас будет больше outdoors-выставок".
Фото с сайта "Гаража"

«Гараж», как и договаривались, освобождает место Российскому еврейскому музею толерантности. А сам переезжает в Парк Горького. О старых и новых направлениях «гаражной» деятельности, альтернативных Парку Горького площадках и павильонах в самом парке, а также о возможном соседстве с Никитой Михалковым и о реакции на выставку Марины Абрамович бельгийской королевы с директором Центра современной культуры «Гараж» Антоном БЕЛОВЫМ поговорила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА.

– Антон, как я знаю, «Гараж» откроется после переезда не раньше будущего лета?

– «Гараж» – не здание, а пространство мыслей и проектов, в этом смысле он не прекратит свое существование ни на секунду. Будет плавный переезд – сейчас переместимся в офис в Парке Горького, весной–летом откроем временный павильон, а в конце 2012-го – наше первое здание.

– Это «Времена года». Кто его будет делать?

– Рем Колхас с бюро ОMA, скоро мы покажем финальный макет. Помогать будет молодое российское бюро FORM – это Оля Трейвас и Вера Одынь (они участвовали в создании архитектурной структуры выставки Марины Абрамович в «Гараже». – «НГ-антракт»). А с «Шестигранником» Жолтовского еще не определились. В первом здании у нас будет порядка пяти тысяч квадратных метров (сейчас 8,5 тыс. кв. м. – «НГ-антракт»), но функции между помещениями мы пока не перераспределяли – все, как было здесь, сразу откроется во «Временах года».

– Мельниковский автобусный парк – конструктивизм, авангард, а Жолтовский с «Шестигранником» – все-таки уже другая эпоха. Вектор развития «Гаража» с переездом не переменится?

– Ну, Жолтовский – архитектор переходного периода, а «Времена года» вообще строили в 1970-е, это интересный павильон, наверное, он даже ближе к Мельникову по архитектурной структуре. Нам хочется создать научный отдел, запустить книжную серию, еще какие-то мысли есть, но мы не привязываем их к новому зданию, переезд не влияет на внутреннюю деятельность. И направление деятельности мы менять не будем, скорее тут парк будет диктовать свои условия – мы будем больше взаимодействовать с ландшафтной средой и, думаю, будет больше outdoors-выставок.

– Как биеннальный ваш проект «Нужное искусство» в том же Парке Горького?

– Да, именно.

– Возвращаясь к Парку Горького, нельзя не вспомнить директора Третьяковки Ирину Лебедеву – она давно жалуется, что галерее нужно другое здание, поскольку на Крымский Вал далеко ходить. Вас местоположение, судя по всему, не смущает┘

– В Парк Горького, как и в Третьяковку на Крымском, ходить очень близко. Проблема Третьяковки, как вы понимаете, совсем не в этом. Там убогая инфраструктура – просто неинтересно приходить. Положение уникально и замечательно, любой приличный музейный менеджер, который смог бы собрать нормальную команду, сделал бы из этого места конфетку. Скажем, по нашим подсчетам, переезд «Гаража» даст увеличение посещаемости в разы, возможно, из-за того, что мы будем находиться ближе к центру.

– Были альтернативы?

– Да их было штук 30. Мы рассматривали любые варианты – другие гаражи Мельникова, другие конструктивистские здания, просто пустые площадки. Мельниковский ДК «Каучук», недалеко от «Новослободской», – бывшая типография «Огонька», которую проектировал Эль Лисицкий, она потом перешла к НКВД, а позже к ФСБ.

– Последняя хороша для современного искусства! Почему в итоге Парк Горького?

– Так сложилось. Бывает, приходишь, не нравится, потом привыкаешь, вспоминаешь какие-то связанные с этим местом истории. Я вот учился в Институте стали и сплавов рядом и через забор лазил на каток.

– Не было страха из-за бэкграунда парка – аттракционы, детям? Или у вас по Татлину – «искусство – в жизнь»?

– Так мы затем туда и идем, чтобы поменять отношение людей, поменять культуру. У тех, кто там бывал до 1990-го, ассоциации с этим местом хорошие, это за последние 20 лет он пришел к разорению. Год-два, и там будет абсолютно другое место. Мельниковский гараж пустовал почти 30 лет – разве это создает ощущение мертвого места? Вопрос, что вы привнесете, а бэкграунд второстепенен. И потом, там все-таки не казнили людей и нет массовых захоронений.

– Летом появилось сообщение, правда, пока мне не попадалось его подтверждения, что Парк Горького Никите Михалкову предложили как одну из площадок для его кинофестивального дворца, вы об этом знали?

– Я узнал об этом из СМИ, концов не нашел, но искренне повеселился, что Никита Михалков помимо сборов с болванок и дисков теперь еще собирается строить дворец.

– Как вам вероятное соседство?

– Я считаю, что оно невероятно.

– «Гараж» достаточно быстро раскрутился, при этом вам как-то счастливо удалось избежать скандалов. Вы специально не показываете провокативное искусство, на которое могут отреагировать жалобами и уголовными делами?

– Ретроспектива Марины Абрамович была достаточно провокативной. Думаю, дело не в том, что показывать, а как объяснить людям, что это не оскорбление, что, скажем, она встретила Улая и такой-то их перформанс посвящен не издевательствам над Богом, а исследованию человеческой сущности. Претензий не возникает, если внятно рассказать. Мы еще на входе предупреждали людей, куда они идут, сделали бесплатный гид по выставке с фотографиями. К слову, это была одна из самых посещаемых выставок.

– Уильяму Кентриджу, конечно, сложно было с ней тягаться, но выставка тоже была хорошая, к тому же он – спецгость биеннале┘

– Кстати, и Кентридж, и Абрамович сказали, что московский вариант выставки им понравился больше западного. Знаете, к нам приходила королева Бельгии, ей больше понравился Кентридж, а Марина Абрамович вызвала такое возмущение, что она специально здесь задержалась, а потом еще и книгу про нее купила, чтобы изучить. Такой интерес женщины-ровесницы Абрамович – это же важно.

– У вас будут постоянные западные консультанты?

– Изначально у «Гаража» был лондонский офис, который руководил его деятельностью. Меня сюда пригласили именно для того, чтобы Москва начала что-то делать сама. У нас есть консультанты – нам помогает Ханс-Ульрих Обрист, возможно, в будущем году мы перейдем еще на какую-то более близкую ступень. Мы достаточно плотно общаемся с Клаусом Бизенбахом из МоМА. В этом году наши сотрудники начали ездить в Нью-Йорк, в Лондон и смотреть их модели. И многие институции стали приезжать к нам – Королевская академия, Музей Виктории и Альберта, Тейт┘ Для «Гаража» было бы важно иметь репрезентативное лицо на международной арене, но наша арт-сцена пока не поставляет кураторов-звезд, которые могли бы достойно это сделать.

– Виктор Мизиано не подходит?

– Почему же – мы с ним тоже уже начинаем сотрудничество. Со многими идет постепенная работа, и если в следующем году появится человек, который готов будет стать chief curator или помогать искать других кураторов, это будет важный шаг.

– Вы упомянули научный отдел – случайно не собираетесь свою коллекцию собирать?

– Это сложно и дорого. Моя задача как менеджера – в том, чтобы «Гараж» мог самостоятельно зарабатывать на свою деятельность, кстати, в этом году 25% мы заработали сами. В перспективе можно обсуждать и коллекцию, но сейчас это несерьезно. А научный отдел будет связан с изданием книг по современному искусству, которых у нас недостаточно, и с выставками.

– А у издательской программы план какой?

– Скоро мы официально объявим о сотрудничестве с издательством Ad Marginem и тогда раскроем все секреты. Вместе мы будем выпускать по 8–10 книг о современной культуре в год. С одной стороны, это классика теории и философии современного искусства, выходившая на русском давно, маленьким тиражом и с тех пор не переиздававшаяся. С другой – книги, которые вышли за рубежом год-два назад. Их все объединяет одно – их важно прочитать сегодня. Причем это могут быть совсем разные по характеру издания – более или менее увесистые, более или менее академичные, на самые разные темы: о превращениях культуры в эпоху маркетинга, или о Нью-Йорке последних 20 лет, или эссе о крупнейших деятелях современного искусства; будут среди них и работы российских авторов, специально созданные для нашей программы. Думаю, в марте–апреле выйдет первая книга.

– Какой выставкой собираетесь открываться?

– Не хотим рассказывать о новых проектах, пока не будем уверены, что все состоится. Задумок много, тем более что временный летний павильон мы будем строить с известным архитектором – он приезжал неделю назад, и мы вместе все мерили шагами, придумали проект. Но имя пока не назову.

– Западный человек?

– Конечно, западный. Это будет красивый павильон, хотя и временный. А насчет выставок у нас есть предварительная договоренность с правительством Москвы про перформанс-проект, который охватит весь город, и в нем смогут участвовать 500 зрителей. «Гараж» – достаточно герметичная структура, при переезде в Парк Горького мы немного разгерметизируемся, будем стараться еще больше взаимодействовать с публикой.

Понимаете, нам всего три года, и еще недостаточно наработок, чтобы планировать на длительный срок. К тому же маленький штат – всего 80 человек, в то время как любая московская институция – 300–500 человек, а любая иностранная – порядка тысячи. Сложно, когда одна маленькая команда одновременно занимается текущими выставками, проектированием детской комнаты и системой кондиционирования выставочных залов в новых помещениях. У нас молодая, от 25 до 35 лет, команда, без старших консультантов, поскольку поколение 40–50-летних все «вымыто» галерейным бизнесом. И нам каждый раз приходится все делать заново, что непросто – как взаимодействовать с нью-йоркским МоМА, когда он не очень-то стремится помогать, поскольку ты делаешь выставку Абрамович больше и интереснее, чем прошла у них. Или вот Джеймс Таррелл приезжал и сказал, что нужную его работам архитектуру за 30 дней не выстроить, а мы работали, как муравьи, и сделали.


"Гараж" скоро покинет Бахметьевский автобусный парк, но имя и идея останутся.
Фото РИА Новости

– Наши молодые имена будете искать-показывать?

– Все спрашивают, почему мы не поддерживаем молодых художников. Сегодня большинство русских художников, кураторов и т.д., к сожалению, не готовы производить то, что можно представить на таком же уровне, как западное искусство. Может, они приучены к левацкому дискурсу – мол, не нужно производить продукт. А западное искусство все-таки требует произведения, продукта. Нужно не просто притащить тряпку в кармане, а знать, что ты с ней будешь делать, как ее выставишь и подсветишь. Тяжело работать, когда за два дня до выставки художник все переигрывает, потому что не получилось. У нас с любой выставкой русского искусства проблемы начинаются на уровне ее производства – авторы даже вовремя не присылают работы. Хотя я считаю успешным наш проект «33 фрагмента русского перформанса», который мы показали в Нью-Йорке в рамках фестиваля Performa, – это было приятным исключением.

– Хорошо, кого бы «Гараж» в принципе хотел показать?

– Нам все интересно – очень хочется Фрэнсиса Бэкона в России показать, мечтаем сделать качественную ретроспективу Уорхола, привезти Элмгрина и Драгсета. В Версале недавно была выставка живого классика Бернара Вене – для нашего парка было бы неожиданным представить абстракции против всех устоявшихся реалистических традиций. Почему бы не показать собаку Кунса и не расставить по парку зеркала Аниша Капура? Обсуждается около 60 проектов. Мы себе не ставим рамок. Ведь лучше замахнуться на олимпийский рекорд и немного недопрыгнуть, чем побить рекорд школы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
492
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2209
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1446
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1079

Другие новости