0
748
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

09.12.2011 00:00:00

Акция художественная – эмиграция политическая

Тэги: тероганьян, юбилей, современное искусство


Был в советское время журнал «Безбожник у станка», а в постсоветское стал «Юный безбожник» с топором у иконы. В 1998-м Авдей Тер-Оганьян провел рисковую акцию – во время очередного Арт-Манежа выставил репродукции икон, а посетителям ярмарки предложил купить не вещь, а ее разрушение. Постмодернистский жест не распознали, а на художника завели дело по статье 282 УК. Тогда еще трудно было предположить, что эта статья за разжигание межрелигиозной и межнациональной розни довольно скоро станет основной для современного искусства.

Он занял себе место в искусстве с топором в руках, а теперь вынужденно живет в Чехии. Может, он и прославился потому, что всегда выступает радикально и без экивоков, конкретно, поскольку жесты политические. В 1995-м Тер-Оганьян создал Школу современного искусства, где, в частности, толковал об авангардном жесте, об акционизме. Оба его сына – Давид Тер-Оганьян и Иван Бражкин – тоже весьма активные герои нашего арт-пространства.

Несовместимость с генеральной линией – какой бы то ни было – у него в крови, или, что важнее для художника, в голове. Тер-Оганьян и полного художественного образования-то не получил, потому что дважды был «подвергнут остракизму» в Ростовском художественном училище – за эстетическую несовместимость. То он устраивал выставки и акции с критическим прицелом в сквоте, так называемой «Галерее в Трехпрудном» – однажды, например, устроили акт «Милосердие», приведя с улицы нищих. То занимался «Ненормативной живописью», то «Радикальным абстракционизмом». Даже из прошлых своих работ художник умудряется сделать политическую акцию. В прошлом году как раз его «Радикальный абстракционизм» с картинками наиотвлеченнейшего абстрактно-супрематического толка и подписями вроде «Это произведение призывает к насильственному изменению конституционного строя РФ» сочли разжигающим пресловутую межрелигиозную вражду. И отказались выпускать в год французско-русской дружбы на луврскую выставку «Русский контрапункт». Он потребовал: везти работы из Москвы, а не печатать на месте и продлить в Болгарии российский паспорт другому художнику-политэмигранту от искусства, Олегу Мавроматти, который тоже обвиняется по статье 282. Второе требование так и не выполнили. С чего Тер-Оганьян так заводится? Скорее всего ему просто не все равно – довольно редкое по нынешним временам свойство. Наверное, и акционизм, и другие его работы не рознь разжигают, а пытаются достучаться до заснувшего сознания, чтобы в момент абсурда люди открыли глаза и прочистили уши.

Сегодня есть акции художественно-социальные, политических куда меньше. Много несогласных художников, но мало активности. Ироничной, но жестко выраженной позиции, особенно когда и в политике с оппозицией нелады, не хватает. С акционизмом – не то что облить себя каким-то дерьмом или гавкнуть – с политическим акционизмом от искусства недостача. А меж тем именно сегодня он был бы так кстати.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
502
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2219
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1453
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1085

Другие новости