0
1209
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.10.2011 00:00:00

Свободу человеку и искусству!

Тэги: художник, ай вэйвэй, искусство, рейтинг


художник, ай вэйвэй, искусство, рейтинг История Ай Вэйвэя оказалась гораздо сложнее и влиятельнее, чем его простые и понятные семечки.
Фото Reuters

Британский журнал Art Review опубликовал свой рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства за подходящий к концу 2011 год. Этот список ежегодно обсуждается всеми, кто хоть как-то следит за современным искусством. Делать глобальные выводы о состоянии арт-мира по одному только пусть и престижному рейтингу, конечно, нелепо, но тем не менее расклад, который предлагает каждый год уважаемое издание, дает пищу для размышления.

В этом году фаворит хотя и ожидаем, но и скандален как никогда. В предыдущие пару лет на первом месте оказывался либо солидный куратор (Ханс Ульрих Обрист в 2009-м), из чего сразу сделали вывод об оздоровлении и отрезвлении арт-рынка в связи с экономическим кризисом, либо влиятельный дилер (Ларри Гагосян в 2010-м), что дало повод говорить о возрождении арт-рынка после того же кризиса. И вот наконец, сделав круг почета, рейтинг вернулся к источнику, без которого ни арт-рынка, ни мира искусства в целом не существовало бы вовсе, – самому художнику. И если в 2008 году почетное первое место занимал enfant terrible и забияка Дэмиан Херст, то сейчас почетный титул достался китайскому художнику Ай Вэйвэю. А это значит, что политика в искусстве сегодня играет не последнюю роль.

История Ай Вэйвэя – пожалуй, самое громкое дело последних лет, обсуждаемое в связи с политической цензурой в искусстве. Художник долгое время был исключительно критичен по отношению к состоянию современного Китая и его властям. Это отражалось и в его общественной деятельности (в частности, после Сычуаньского землетрясения 2008 года он опубликовал в своем блоге массу сведений о коррупции и нарушениях, не попавших в официальные данные). И, конечно, в самом искусстве. Ай Вэйвэй играл с китайскими символами – например, разбирал традиционную антикварную мебель, создавая из деталей бесполезные объекты, а на одной ценной антикварной вазе нарисовал логотип Coca-Cola. В 2007-м он привез на «Документу» 1001 бедного и никогда даже не мечтавшего побывать в Европе соотечественника, оплатив все расходы и задокументировав путешествие (проект назывался «Сказка»). Нередко поднимал художник и тему дешевой рабочей силы в Китае – в проекте Worldmap и инсталляция «Семена подсолнечника» в галере Tate. Даже само название его компании Fake Design напоминает о репутации Китая как страны подделок.

Неудивительно, что с ним боролись. Запретили выезжать из страны, снесли под ноль мастерскую в Шанхае, отменяли выставки. Но то, что произошло весной этого года, одновременно взорвало и объединило арт-сообщество. В марте было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин в связи с политическими репрессиями. А в апреле его арестовали в пекинском аэропорту, провели обыски дома и студии, заблокировали его имя в китайском Интернете, официально обвинили в неких экономических преступлениях. И дальше началось самое интересное.

С требованием освободить художника выступили представители мирового арт-сообщества, среди которых директор галереи Тейт Николас Серота, скульпторы Энтони Гормли и Аниш Капур, близкий друг Ай Вэйвэя Олафур Элиассон. Музей Гуггенхайма создал онлайн-петицию, которую поддержали нью-йоркский MOMA, Лос-Анджелесский музей искусства и многие другие, а подписали более 130 тыс. человек. В поддержку Ай Вэйвэя с официальным заявлением выступили Фонд Энди Уорхола и Фонд Роберта Раушенберга. Кампанию солидарности с художником начала и британская газета Time, которая публиковала заявления известных людей в поддержку художника. Были проведены десятки разнообразных акций, в том числе всемирная акция «1001 стул для Ай Вэйвэя» (всем желающим предлагалось сидеть на стульях перед посольствами Китая по всему миру) и акция в рамках Венецианской биеннале современного искусства. Активно поддерживали художника и его собратья по цеху – так, Аниш Капур заявил об отмене своей выставки в Национальном музее Китая в Пекине, запланированной на 2012 год в рамках фестиваля «Британия сейчас», а также предложил в знак протеста закрыть все музеи и галереи мира на один день.

Художника отпустили почти через два с половиной месяца (81 день) с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья». Хотя Ай Вэйвэй и был освобожден, но под ряд ограничений на передвижение и свободу выражения мнений. Стало очевидно, что проблема выходит далеко за рамки искусства, недаром и газета Time также внесла Ай Вэйвэя в свой рейтинг. Как написали составители рейтинга Art Review, его «работы и высказывания стали катализатором для международных политических дискуссий, которые существуют в каждой стране, – о свободе слова, национализме, экономической власти, Интернете, правах человека. Это напомнило художникам и миру в целом, что свобода выражения мнения является основным правом любого человека».

Реакция китайских властей не замедлила появиться. Как сообщает Reuters, в Китае посчитали, что Ай Вэйвэй незаслуженно лидирует в рейтинге, куда он попал по политическим причинам. Представитель китайского Министерства иностранных дел Лю Вэйминь заявил, что в КНР много талантливых художников, а выбор Ай Вэйвэя лишь указал на субъективность издания. В свою очередь, редактор журнала Art Review Марк Раппольт отметил, что решение издания не было политически мотивированным. Как бы то ни было, это как раз тот случай, когда искусство и политика проходят друг от друга в предельной близости.

По сравнению с первым местом остальной рейтинг выглядит даже скучно. В десятке «наивлиятельнейших» компанию Ай Вэйвэю составили знакомые лица, которые традиционно занимают верхние строчки рейтинга. Здесь уже упомянутый куратор Ханс Ульрих Обрист (совместно с куратором Джулией Пейтон-Джонс), два крупнейших музейщика – директор нью-йоркского музея современного искусства МоМА Гленн Лоури и директор Tate Николас Сирота, а также директор Кунстхалле Цюриха Беатрикс Руф. Их дополняют три арт-дилера – спустившийся с 1-го на 4-е место Ларри Гагосян, его нью-йоркский коллега Дэвид Цвирнер и швейцарский галерист Иван Вирт. Здесь же художница Синди Шерман, фотография которой была продана в мае за 3,89 млн. долл. и стала самой дорогой в мире. Из русских на 81-е место попала Дарья Жукова со своим «Гаражом». Так что по уровню влияния на умы людей в этом году конкуренцию Вэйвэю составить попросту некому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
713
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2446
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1639
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1265

Другие новости