Дьердь Оравец на концерте в Москве.
Фото предоставлено организаторами
Смущенный перед микрофоном и уверенный перед роялем, Дьердь Оравец с первых аккордов дал понять, что такое настоящий Ференц Лист – техничный и выразительный одновременно. На вечере в Литературном музее А.С.Пушкина, посвященном 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора, его творческое наследие представлял тот, кто лучше всех понимает и передает его музыку.
Дьердь Оравец учился в той самой музыкальной академии, которую в 1875 году открыл в собственном доме в Будапеште сам Ференц Лист. В 26 лет пианист стал стипендиатом фонда Дьердя Цифры, который считается классическим исполнителем произведений мастера. А в последнее десятилетие именно с именем Оравца связывают «ренессанс Листа» в европейской музыкальной жизни. Так, он первым записал на пластинку сольное переложение «Танца смерти».
Программа концерта в Москве – поистине выбор виртуоза. Вальс из оперы «Фауст», первый «Мефисто-вальс», соната «По прочтении Данте», этюды по Паганини и, конечно же, «Венгерские рапсодии». 9-я и 19-я. Редко кто вспоминает, что рапсодия № 9, одна из немногих, имеет название – «Фестиваль в Пеште». И в ней венгерский композитор передал расслабленную атмосферу этого города начала 1840-х годов, еще до строительства первого цепного моста через Дунай и его объединения с Будой. Это время триумфа Ференца Листа в Венгрии. На его концерты знать приходила в национальных костюмах, а сам маэстро, охваченный патриотизмом, пожертвовал часть выручки от выступлений жертвам наводнения в Пеште.
Но все это совершенно необязательно держать в уме, чтобы музыка Листа в исполнении Оравца перенесла слушателя в Венгрию. Лист настолько любил использовать в своих произведениях национальные мотивы, что сам придумал жанр музыкальной рапсодии на народные темы, в котором впоследствии творили Прокофьев, Хачатурян, Рахманинов. И даже смерть у него танцует национальный танец чардаш («Чардаш смерти», 1882 год).
Этот год для Оравца особенный. ЮНЕСКО объявило 2011 годом Ференца Листа, и пианиста разрывают на концерты, в том числе в Москве, Киеве, Астане. Но даже в этом калейдоскопе выступление в атриуме Литературного музея Пушкина неуловимо выделялось. Под стеклянной крышей, когда над головой плыли облака и летали вечерние стрижи, невольно приходила в голову мысль, что музыка великого венгра такая же живая. Возможно, именно это хотел сказать Дьердь Оравец своей игрой.