"Смитсониан2 в Спасо-Хаус.
Фото предоставлено организаторами
«Обама и Медведев привезли вам джаз» – так американский посол Джон Байерли предварил выступление Смитсоновского оркестра шедевров джаза. Биг-бенд Национального музея истории США впервые приехал в Россию и дал несколько концертов – в Москве, Саратове и Казани. Самый первый, что символично, прошел в московской резиденции американского посла Спасо-Хаус, где играли джаз еще в советское время запретов.
Перед выступлением один из саксофонистов уронил партитуру, что вызвало дружный смех музыкантов одного из самых серьезных оркестров Америки. Заслуженные джазмены из Вашингтона собрались вместе в 1990 году, когда Конгресс США распорядился создать при Институте имени Смитсона, точнее, при его музее, биг-бенд, тем самым признав джаз национальным достоянием Америки. Оркестром шедевров джаза он назван не случайно, так как строго следует хранящимся в музее партитурам величайших музыкантов в истории США. И готовит целые программы, посвященные разным периодам в развитии джаза. В резиденции посла биг-бенд «Смитсониан», как его еще называют, первозданно сыграл композиции из свингующих 30-х. Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Джимми Лансфорд. Те же, что тогда, хрипящие саксофоны и квакающие трубы. И классическая импровизация с выпрыгивающим, как чертик из табакерки, солистом.
Когда казалось, что веселье достигло максимального накала, откуда-то выскочил он – великий, неподражаемый степ-танцор и хореограф Честер Уитмор. И начал двигаться так, что зрители повскакивали с мест, чтобы не пропустить ни одного па. Танцор от Бога и непоседа от рождения, он не переставал удивлять. Вот Честер сбросил ногу с ноги у мужчины в первом ряду, присел на стул к пианисту, подвинув его подчеркнуто неизящным движением. В конце, словно смертельно устав держать ритм, без сил, с высунутым языком, повалился в ноги даме, сидящей у сцены. В голос смеялись все, включая его партнершу Эрику Чипман. Этот седовласый человек с очаровательными детскими ужимками гастролировал с оркестрами Эллингтона и Бейси, выступал с Майлзом Дэвисом – под классический американский джаз принято и приятно танцевать! Даже 40 лет подряд! На вечере в Спасо-Хаусе Уитмор вдохновенно дурачился перед сдавшимся в плен залом, то подпрыгивая, то подмигивая. Зрители даже не сразу заметили, что Смитсоновский оркестр на пару минут перестал играть.
Но лишь для того, чтобы продолжить с новыми красками. И с потрясающей американской вокалисткой Долорес Кинг-Уильямс. Ее уютный голос с нежными полутонами на верхних нотах и мощным форте на нижних окончательно перенес публику в атмосферу старых-добрых 30-х, когда джаз не слушали, под него жили. Органично звучала даже песня Мирей Матье в джазовой аранжировке, которую она исполнила дуэтом с пианистом оркестра. Когда-то им так понравилось выступать вместе, что теперь трудно себе представить, чтобы они поехали на гастроли порознь. Тем более в Москву, которую Долорес мечтала увидеть. И после всего этого никто уже не удивлялся, что в конце, как в бродвейском шоу, станцевали все – и Честер с партнершей, и сама Долорес, приплясывали трубачи с саксофонистами и тромбонистами, задвигал плечами солидный контрабасист.
Даже странно, что деятели культуры из президентской комиссии Медведев–Обама лишь спустя три года догадались привезти в нашу страну джаз – эту квинтэссенцию американской жизни. Зато они правильно рассудили, что Смитсоновский оркестр джазовых шедевров, сохранивший чистый драйв классического джаза, придется по душе противоречивой русской публике. Где, как ни у нас, могут понять, как музыка, родившаяся в злачных заведениях Нового Орлеана, стала национальным достоянием целой страны.