В Москве стартовал фестиваль «Мода и стиль в фотографии», ставший уже традиционным проект, раз в два года проводимый Московским домом фотографии (это его седьмая редакция). Главные экспозиции, которыми во вторник открылся фестиваль, разместились в новом здании Мультимедиа Арт Музея на Остоженке. Сегодня к ним присоединится выставочная программа в Манеже, далее в течение месяца будут открываться выставки в ММСИ, галерее Зураба Церетели, Новом Манеже, ГУМе и еще десятке площадок.
Как всегда в основной программе – как приглашенные звезды, так и российские фотографы и темы. Из центральных привозных проектов – пара исторических экспозиций и несколько историй из свежего глянца. Главный герой истории фотографии в этом году – Люсьен Клерг, живая легенда французской фотографии, учредитель старейшего международного фотофестиваля «Фотографические встречи в Арле», первый фотограф, который был в свое время удостоен звания члена Французской академии художеств. Из его обширной коллекции привезли две неожиданные серии. Во-первых, собственную, раннюю, посвященную Жану Кокто, с которым Клерг познакомился в 21 год на съемках «Орфея» (портреты Кокто с ангельскими крыльями за спиной стали христоматийными). Во-вторых, подборку, посвященную Марлен Дитрих, которую сам Клерг, конечно, не снимал, но, будучи знакомым с ее внуком, насобирал кое-какие негативы и снимки.
Историческую линию фестиваля поддерживают еще несколько проектов, в том числе открывающийся сегодня «Итальянский реализм», организованный в рамках перекрестного года. Здесь классическая подборка итальянской фотографии от окончания Второй мировой войны до середины 1970-х годов – 250 снимков, 30 художников, все из коллекции историка фотографии Паоло Морелло.
Итальянская тема, которая будет прослеживаться на протяжении всего фестиваля, продолжена на Остоженке проектом Марко Делогу, основателя одного из самых уважаемых фотофорумов Европы, вошедшего в ассоциацию «Европейского месяца фотографии». Сам Делогу известен сериями острых репортажей о местах заключения и заключенных и съемками лошадей, к которым он лично испытывает большой интерес. В проекте «Черное и белое» этого всего, правда, нет, зато есть пейзажи, снятые так лаконично и неожиданно, что они почти превращаются в абстракцию.
Еще один яркий проект, может быть, даже самый яркий на фестивале, – концептуальные «Тексты и образы» немца Юргена Теллера. Идея хороша изначально: журнал Zeit предложил фотографу еженедельно публиковать одну фотографию и сопровождать ее текстом. В итоге появился этот цикл, в котором каждому снимку соответствуют история его появления, отношения с персонажами и кое-какие фотографические хитрости.
Что же касается собственно модного глянца, без которого фестиваль подобной тематики никак не может обойтись, то ставка сделана прежде всего на знаменитый Календарь Pirelli, в этот раз созданный не менее знаменитым Карлом Лагерфельдом. Календарь Pirelli, посвященный в 2011 году мифологии Древней Греции и Рима, состоит исключительно из богов и героев – 24 персонажа на 36 снимках. В их ролях выступили 15 фотомоделей женщин, 5 фотомоделей мужчин и актриса Джулианна Мур. Образы исключительно лаконичные, продиктованные самой стилистикой античности – прекрасное обнаженное тело плюс драгоценные атрибуты вроде лука, шлема или золотого венка. Выбранная черно-белая стилистика только подчеркивает пластику и материальность образов и однозначно отсылает к античной скульптуре. Впрочем, складывается ощущение, что моды-то на фестивале и не хватает. И помимо имени Лагерфельда, эта тема поддержана разве что фотографиями скучноватых советских манекенщиц из журналов 1960–1970-х.
Кстати, помимо манекенщиц российская часть афиши фестиваля почти целиком состоит из проектов молодых фотографов. Фестиваль вообще в этом году заметно уступает предыдущим. То ли у обновленного Московского дома фотографии не хватило времени, то ли средств в связи с открытием новой площадки. Впрочем, избалованную обильными модными инъекциями публику нынешний любопытный, но во многом скромный набор фестиваля не смутил. В конце концов без моды и размаха главное, что всегда умеет сохранить Московский дом фотографии, – это стиль.