0
2498
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

15.01.2010 00:00:00

Договор с судьбой

Тэги: харизма, дар, судьба


Доктор филологических наук, историк моды Ольга Вайнштейн, автор научной монографии «Язык романтической мысли: о философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля», (1994) широкому читателю известна как составитель двухтомника «Ароматы и запахи в культуре» (2003) и специалист по дендизму. Ее перу принадлежит книга «Денди: мода, литература, стиль жизни» (2006). Одна из глав исследования посвящена денди середины XIX века графу д'Орсе. По мнению автора, загадка его популярности – сильная харизма. Ольга Вайнштейн рассказала обозревателю «НГ» Веронике Чернышевой, что такое харизма с культурологической точки зрения. О том, что приобрести ее нельзя, а вот потерять можно.

– Расскажите об истории понятия «харизма».

– Присмотримся для начала к этимологии этого необычного понятия – ведь порой история слова может подсказать больше, чем самые пространные рассуждения. Греческое слово kharisma означает «дар», отсюда христианское понимание харизмы: благодать, божий дар, например, дар целительства или дар слова («евхаристия» – причащение, буквально «благой дар»). В родственных греческих словах kharis (милость, любезность) и khairein (наслаждаться) проступает изначальный момент универсальной радости, удовольствия как для себя, так и для других.

Итак, этимология фиксирует для нас смысловое поле «дар» и «радость», то есть речь идет об особом таланте, связанном с позитивными эмоциями. Не случайно внешние проявления харизмы часто описываются через метафорику тепла и света: «лучится улыбкой», «внутреннее сияние», «огонек в глазах». Человек, наделенный харизмой, обладает уникальной внутренней силой и, как следствие, неотразимым магнетическим обаянием. Недаром Макс Вебер, анализируя харизматическое воздействие, говорил о «мягких формах эйфории, которые переживаются как мистическое состояние». Значит, харизматик, обладая неким чудесным даром радости, способен транслировать эту волну окружающим, которые впадают при контакте с ним в своего рода гипнотический транс.

– Что обычно подразумевается под понятием «харизматичный»? Некоторые считают, что это то же самое, что и «обаятельный» или «сексуальный».

– Это не совсем то же самое. Я думаю, главное заключается в том, что харизматический субъект живет желанием, он желает, но и сам желанен, он одарен и сам дарует, то есть он ответственен за интенсивный кругооборот энергии, при котором выделяется жизненное тепло – радость, признак полноценного контакта с реальностью.

Первый, самый простой уровень действия харизмы – механизм «заражения», подключение через харизму к энергии коллективного чувственного бытия. Харизматик включает у своих поклонников инстинкт подражания на бессознательном уровне – приведу в пример денди середины XIX века графа д’Орсе. Он был модником, гедонистом и гурманом, отличным наездником и бесконечно привлекательным человеком как для женщин, так и для мужчин. По сути, он был проводником колоссальной жизненной энергии, огненной магмы чувственных радостей, активируя пульс желания в людях, которые из-за своей флегматичности или закрытости, возраста или болезней давно забыли, что такое страсть или острое сенсорное удовольствие, азарт погони за удовольствием. В общении он становился для каждого зеркалом, в котором человек видел свое лучшее «Я» и начинал успешно действовать, исходя из новообретенного самоуважения. Рядом с ним желание стать лучше казалось естественным и осуществимым – включался магический кругооборот подражания и желания, исполнения желаний из-за возросшей уверенности в себе: при незаметной помощи графа человек обретал мечту – проекцию своего идеального «Я», которая делалась реальностью.

– Кого из известных вам людей вы могли бы назвать харизматичным?

– Среди моих знакомых я могу с уверенностью сказать об одном человеке – это мой университетский учитель германист Альберт Викторович Карельский (1936–1993). Помимо уникальной профессиональной эрудиции он отличался удивительным свойством: его все любили. В нем было море разливанное того особого редкого шарма, который универсально действует и на юных девушек, и на пожилых дам, и на лиц мужского пола – словом, на всех окружающих. Его манера держаться – дружелюбная легкость в общении, сдержанная веселость, спокойная уверенность в себе, непринужденное самообладание – явно была не только следствием хорошего воспитания, но и какого-то таинственного склада души. Все жаждали его общества, искали его дружбы и внимания, радуясь самым мелким знакам его расположения. Равнодушных не помню ни одного. Сейчас, когда прошло уже много лет, я понимаю, что мы были свидетелями и впрямь редкого феномена. Когда я издавала его лекции, не было отбоя от желающих бескорыстно помочь, просто потому что люди его помнят, хотя он умер уже 13 лет назад. Что же за мистерия тогда совершалась у нас на глазах? До сих пор, когда на вечера его памяти собираются ученики, друзья, коллеги, все продолжают дивиться, пытаясь постичь загадку его харизмы.

– Может ли быть лидер без харизмы и что такое харизматический лидер?

– Лидер без харизмы – это пешка, заменяемая фигура, он не имеет подлинного авторитета. Полноценный лидер, конечно, должен обладать харизмой, чтобы увлечь за собой людей. Отмечу два, на мой взгляд, основных свойства харизматического лидера. Во-первых, он должен обладать точным чувством исторического времени: выбирать подходящий момент для решительных действий или, наоборот, паузы. Если есть этот внутренний хронометраж, события вокруг него будут свершаться вовремя и в правильном месте. И, напротив, синдром «не вовремя» – признак утраты харизмы, когда лидер перестает быть в ладу с самим собой и с миром.

Во-вторых, в харизме лидера нередко есть элемент знакового отличия. Так, Серж Московичи в своей известной книге «Машина, творящая богов» подметил, что носители харизмы часто являются иностранцами: «Они приходят из другого региона или страны: Кальвин из Пикардии, Наполеон с Корсики. Они не принадлежат к господствующему этносу. Сталин – грузин, Маркс – еврей, а папа Иоанн Павел II – поляк. Другие отличаются какой-нибудь особой чертой: заикание Моисея, паралич Рузвельта, маленький рост Наполеона» (в этот перечень можно добавить – хромота Байрона, родимое пятно Горбачева).

– Назовите 5–7 самых, на ваш взгляд, харизматичных людей современности. Всегда ли эта характеристика субъективна? Связано ли это напрямую с так называемыми рейтингами популярности?

– Проблема заключается в том, что далеко не всегда харизматичные люди известны широкой публике. Есть много харизматиков, которые не числятся ни в каких рейтингах, потому что их профессии не публичны. К примеру, известный американский хирург-ортопед Дрор Пэйли. Он пользуется безусловным авторитетом как среди своих коллег, так и пациентов. Его впечатляющее влияние объяснимо не только за счет явного лидерства в своей профессии, но и благодаря харизме – при общении с ним все мгновенно ощущают силу его личности, и отсюда возникает уверенность в правильности его решений и компетентности. Пэйли говорит на семи языках и свободно общается с каждым пациентом на его родном языке.Не случайно многие пациенты Пэйли следуют за ним, когда он меняет место работы, или отправляются на консультацию с ним в те страны, где он путешествует.

Кроме того, для меня один из важнейших критериев харизмы связан с социальностью, с тем, как человек воздействует на других людей. Поэтому о людях, с кем я лично не общалась, мне судить затруднительно. Вот, скажем, несколько лет назад я была знакома с Натальей Меньшиковой, которая тогда работала в американской юридической фирме. Я видела, что в московском офисе этой компании все девушки подражали Наталье: старались одеваться в ее стиле; говорили по телефону с ее интонациями, усваивали ее манеру жестикулировать. Особой честью считалось попасть на вечеринки, которая она устраивала. Но при этом, замечу, близких друзей у нее не было, хотя у всех людей ее круга возникала иллюзия, что они пользуются ее благосклонностью. Такова особенность обращения харизматиков: держать всех на равноудаленном расстоянии; и, возможно, они сами от этого порой страдают.

Судя по историческим свидетельствам, аналогичным влиянием на современников пользовались в свое время известные светские дамы, хозяйки салонов: мадам Рекамье, графиня Кастильоне, маркиза Казати. Если в силу особого расклада обстоятельств такой харизматик «местного значения» попадает на вершины светского или политического олимпа, он имеет все шансы приобрести реальную власть и воздействовать на события уже в более крупном масштабе.

– Может ли человек приобрести харизму с возрастом, новым неожиданным, нетривиальным жизненным опытом и др.?

– Разумеется, можно приобрести в силу необычных обстоятельств, а можно и утратить. Романтически-сакральная сущность харизмы требует регулярного подтверждения демонстративными действиями, смелыми эскападами, «чудесами», и, если это невозможно в силу неблагоприятных обстоятельств, происходит «рутинизация» харизмы и последующий разрыв эмоциональных связей между кумиром и поклонниками. Утрата харизматического авторитета сопровождается такими симптомами, как коллективное возвращение к рациональности и исчезновение флёра, магической притягательности лидера, желания подражать ему.

Макс Вебер использует для описания этого процесса такие метафоры, как охлаждение или затвердевание жидкости, пробуждение от гипноза. Однако это реакция извне, а ведь в самой харизматической личности есть нечто, что способствует «остыванию». Возможно, это падение уровня жизненной энергии, утрата везения или, как говорили древние, нарушение «договора с судьбой».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1184
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
604
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
530
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
666

Другие новости