0
1480
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

23.10.2009 00:00:00

Молитвы Уорхола

Тэги: уорхол, выставка, афины


уорхол, выставка, афины Энди Уорхол в возрасте восьми лет. 1936.
Фото из каталога выставки

Энди Уорхол был болезненно застенчив. Кто-то заметил, что в жизни люди часто начинают работать на преодоление своих главных недостатков. Застенчивость и скромность – не недостатки. Но Уорхол их признал таковыми и попытался в себе искоренить. Он был пристрастен к тем, кто обрастал славой. И так прославился сам. Король был коронован, потому что любил королей. Точнее – короны. Он смело прикасался к лучам славы других и демонстрировал всему миру, что в них можно не только греться, их вполне можно фокусировать на себе. Нет-нет, он не создавал мифов, он всего лишь работал с ними, как художник. Мифы, идолы, иконы. Куратор выставки «Уорхол/Икона: Создание образа» в Афинах Пол Мурхауз сказал: «Переводить с английского на греческий название выставки для нас немного нелепо даже. Имидж, образ и икона для греков – суть одно и то же».

Культурологические беседы с гостями куратор и коллекционеры вели в пространстве Potnia Thiron, что в центре Афин. Здесь показывали «Кинопробы» из Музея Энди Уорхола в Питсбурге.


Энди Уорхол. Ленин. 1986.
Фото из каталога выставки

Это, собственно, то, почему Уорхола сейчас называют еще и прародителем видеоарта. Будущих «икон» стиля, смысла, моды и прочая, прочая Уорхол заставлял «сбросить важность». Усаживал их перед камерой и заставлял три минуты быть собой. Кстати, существенную часть этих живых портретов видели в Москве. Их привозили на Гоголевский бульвар. В Афинах их около ста. Мифы и легенды своего времени перед камерой беззащитны и милы. Другое дело – их же лики в уорхоловской живописи. Возведенные в абсолют. Иконы – безупречные святые грешники и грешницы: Мерилин, Джеки Кеннеди, Роберт Раушенберг, сам Уорхол – в разные периоды своей жизни.

Итак, основное действо ждало в Музее византийского и христианского искусства. Но, как ни странно, даже греческим гостям в реализации радикальной идеи смешать Уорхола с иконами (идея, поражающая одновременно и революционностью, и очевидностью) не хватило радикализма. Все хвалили выставку, но потихоньку сетовали на то, что Уорхола не смешали с иконами в прямом смысле, не повесили его поп-идолов на тех же стенах, где размещается основная экспозиция. Предполагали, что против этого, возможно, возражала официальная Церковь.


Энди Уорхол. Автопортрет. 1964
Фото из каталога выставки
Узнав, что ваш корреспондент из России, несколько посетителей музея, в том числе и наследница части выставленных портретов, восклицали: «О! В Москве такое радикальное смешение точно было бы возможно. Для вас ведь сакральные смыслы, которые несет в себе православная икона, давно уже часть светской культуры». Никого не хотелось разочаровывать. Зал, посвященный живописи Уорхола, был освещен как медицинский кабинет, что, безусловно, контрастировало с основными пространствами музея. Теплая архаика. Сусальное золото и багрянец против резких и бескомпромиссных цветов поп-арта. Мягкие линии святых образов против жестких скул страдальцев и мучеников, но одновременно и баловней совсем другого времени.

Предваряла экспозицию цитата из уорхоловского племянника Джеймса Вархолы: «Когда нас спрашивали, кто мы такие, мы говорили, что мы – византийцы». Все закольцовывалось: лики и лица дерзко приравнивались друг к другу. Молодой немецкий журналист, покинув зал Уорхола, вернулся к византийской иконе.


Без названия. 1957
Фото из каталога выставки
Завороженно разглядывая древности, он вдруг спросил у русской девушки: «Почему ваши власти в XX веке разрушили так много церквей?» «Потому что смертные всегда хотят быть богами, и только тот, кому суждено стать бессмертным, осмеливается в этом признаться», – ответила она, кивая на автопортрет Энди Уорхола.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1196
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
608
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
535
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
674

Другие новости