0
1164
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

16.10.2009 00:00:00

Солнце спускается на Землю

Тэги: цирк, лалиберте, гастроли, cirque du soleil


Через неделю в Москве начинаются гастроли, пожалуй, самого знаменитого цирка в мире – канадского Cirque du Soleil. «Цирк Солнца» в Россию собирался давно, год назад официально объявил об этих планах, подчеркивая, что так хочет отметить свое 25-летие. Начались пресс-конференции, подготовка, ожидание. Время пролетело быстро, и вот перед самыми гастролями мы решили разыскать цирк и расспросить подробнее о том, что нам предстоит. Cirque du Soleil мы обнаружили в космосе.

Самый звездный клоун

В космос, конечно, полетел не весь цирк – это без малого четыре тысячи человек, – но самая главная его часть. Его бессменный руководитель и владелец, вдохновитель, миллионер и просто циркач Ги Лалиберте, который стал седьмым космическим туристом с планеты Земля. Так Лалиберте решил отметить свое 50-летие, принести еще большую славу своему детищу, а заодно провести прямо в космосе социально-экологическую акцию в защиту пресной воды. До Солнца бесстрашный клоун, конечно, не долетел, но провел на МКС 11 долгих космических суток.

Полету предшествовала длительная подготовка. Лалиберте в течение полугода жил в Звездном городке. Каждый день тренировался на космических тренажерах, нырял в специальный бассейн, привыкая к невесомости, крутился на вселяющий ужас центрифуге, десятки раз снимал и надевал скафандр, гордо носил футболку с надписью «Роскосмос дает добро». Каждый день терпеливо описывал в своем блоге нелегкие испытания, выпавшие на его космически-туристскую душу. И главное, не терял чувства юмора, что, по его собственному признанию, помогло ему больше всего. Например, не расставался с клоунским красным носом, который надел на предполетную пресс-конференцию и даже взял с собой на МКС. Причем не один, а девять – для всех членов экипажа. «Моя мечта, чтобы однажды все люди на планете смогли в один момент надеть вот такой клоунский нос. Это символ маленького ребенка. Воплощение того, что я хотел бы делать в жизни», – прокомментировал Лалиберте.

К 30 сентября турист был готов и укомплектован. Вместе с сопровождающими его профессиональными космонавтами россиянином Максимом Сураевым и американцем Джеффри Уильямсом был отправлен на космодром «Байконур». Откуда ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-16» доставила его прямо на небо.

До 9 октября Лалиберте исследовал МКС, любовался Землей через иллюминаторы, ел пюре из тюбиков и учился не переворачиваться вверх ногами, летая по узким коридорам станции, полным проводами и приборами. На 9-е была назначена кульминация его полета – интерактивное шоу, которое прошло одновременно на небе и на земле.

Это шоу назвали первой социально-поэтической миссией. Социальной потому, что его цель – привлечь внимание к проблеме нехватки питьевой воды на Земле, что очень скоро может разрастись в настоящую экологическую и гуманитарную катастрофу. Поэтической потому, что Лалиберте все-таки артист, а значит, бороться за экологию он будет своими, артистическими методами. Девиз шоу – «Вращая землю и звезды ради воды». Причем пока Лалиберте вращал звезды космические, на земле ему помогали звезды земные, среди которых бывший вице-президент США Альберт Гор, певец Боно, актриса Сальма Хайек, актер Мэтью МакКонахи, певица Шакира. Кроме медийных персонажей выступили экологи, правозащитники, активисты, борющиеся за чистую и здоровую планету. Все они читали кусочки из поэмы о воде, которую по случаю написал обладатель Букеровской премии канадский писатель Янн Мартел.

Параллельно в 14 городах мира шли выступления артистов разных жанров, решивших поддержать проект. В Монреале, конечно, выступил с акробатическим этюдом сам Cirque du Soleil, в Париже пели романтический французский шансон, Сидней отличился концертом Тиффани Спейгт в студии Сиднейской оперы, Нью-Йорк – уличным шоу на Times square, Рио – бразильскими ритмами. Отдельным фрагментом стал концерт группы U2. Прямо во время шоу связались с МКС, и на огромном экране, установленном на стадионе, появилось улыбающееся лицо Ги Лалиберте, летающего среди космических проводов. Было чертовски эффектно даже через Интернет – все это безумие транслировалось в прямом эфире, разумеется, по канадскому времени (в Москве тогда было 4 утра). Так что некоторые шоу шли в записи, в том числе и московский кусок. У нас его подготовил Николай Цискаридзе. Он и еще 50 юных танцовщиков из Московской хореографической академии кружились в балетном вихре на сцене пустого зала Малого театра. Получилось красиво и проникновенно – танцевать мы точно умеем. Но вот готова ли Москва поддержать движение за сохранение питьевой воды какими-то иными действиями, вероятно, покажет время.

Откуда едет цирк

Сейчас Ги Лалиберте уже на Земле. Занимается тем, что ему дороже всего на свете. Он все-таки не космонавт и не эколог. Прежде всего он циркач. Актер, клоун, акробат и неутомимый выдумщик. Cirque du Soleil, знаменитый «Цирк Солнца», – его главное достижение, его страсть, смысл жизни последних 25 лет, самый любимый ребенок (кроме того, у него еще пятеро своих детей).

История легендарного цирка начинается почти как в фильмах Феллини: в начале 1980-х горстка бедных артистов бродит по улицам канадских городов, дает нехитрые представления с жонглерами, ходулями, музыкантами, называет себя не слишком благозвучным именем Les Echassiers de Baie-Saint-Paul – «Артисты на ходулях из Бе-Сен-Пол» (по имени родного городишка). Среди прочих в труппе юный Ги Лалиберте, глотатель огня, факир-самоучка. Именно он всего через несколько лет превратит эту маленькую команду в символ Канады – третий по популярности после хоккея и кленового сиропа.

Труппе несказанно везет: три года подряд она проводит в Бе-Сен-Поле культурный фестиваль, а в 1984-м получает от властей Квебека заказ (и 1,5 млн. долл.) на организацию празднования 450-летия открытия Канады Жаком Картье. Представление назвали Cirque du Soleil – «Цирк Солнца».

На следующий год цирк решается на свои первые гастроли – к подножию Ниагарского водопада. И крупно прогорает – чудо природы привлекает туристов больше, чем ходули и глотатели огня. С этого времени Лалиберте начинает серьезно изучать мировое цирковое наследие, посещает разные страны, в том числе и СССР, где встречается, в частности, с Вячеславом Полуниным. Который спустя несколько лет примет приглашение канадского коллеги и почти год будет работать в Cirque du Soleil. Сначала цирк начал покорять Америку, затем – в 1990-м отправился в свое первое мировое турне, а вышедший в 1992-м спектакль Saltimbanko стал первым мировым шоу цирка.

Сегодня Cirque du Soleil иначе как легендой не называют. Более формально говорят, что это самая мощная и динамично развивающаяся цирковая корпорация и одна из самых успешных компаний в мировой индустрии развлечений. В 1984 году на нее работали 73 человека, сейчас – 4 тысячи, из которых четверть – артисты. Семь спектаклей путешествует по миру (на счету Cirque du Soleil 200 городов от Японии до Южной Америки), еще 10 идут на стационарных сценах в Лас-Вегасе, Орландо, Нью-Йорке, Токио. Сердце цирка, его штаб-квартира, главная кухня, где от начала и до конца готовится, придумывается, ставится, шьется и озвучивается очередное представление, находится в Монреале.

По внутренней статистике цирка, за четверть века его шоу посетили 80 млн. человек, только в прошлом году количество зрителей составило 10 млн. Каждый спектакль – высокотехнологичное зрелище, синтезирующее в себе акробатику, клоунаду, танец, музыку, световые эффекты, разнообразие тканей и цветов. Ги Лалиберте удалось совершить переворот в цирковом искусстве за счет нескольких глобальных изменений в видении цирка как такового. Он переориентировал традиционно рассчитанные на детей постановки в шоу для взрослых, воспринимающиеся в одном ряду с мюзиклами и театральными спектаклями. Отказался от арены, заменив ее сценой, убрал представления с животными, значительно сократив расходы. Вместо не связанных между собой номеров предпочел единый сценарий. Отменил диалоги клоунов, чтобы снять любые языковые барьеры и сделать свой цирк по настоящему международным. Кстати, международный он не только снаружи (в смысле гастролей), но и внутри: с ним сотрудничают артисты из 40 стран мира, говорящие на 25 языках. Русских среди них также немало.

Cirque du Soleil все производит сам – от музыки до костюмов, и не жалеет средств на спектакли. Для примера, каждый год костюмерная мастерская расходует более 20 км ткани (только в 2007-м было изготовлено 20 тыс. костюмов), а с 1998 года бригада сапожников изготовила около 5 тыс. пар обуви. Все это богатство, необходимое для постановки шоу, начиная с огромного шатра, цирк возит с собой по миру. Неудивительно, что он выбирает самые большие площадки, а стоимость билетов достигает нескольких сотен евро.

Что нам предстоит

В Москве Cirque du Soleil разместится в Лужниках, превратившихся на два месяца в цирковой городок, над которым будет доминировать Большой купол. Чтобы перевезти его и все остальное необходимое оборудование, потребуется около 70 трейлеров и 10 млн. долл. – именно в такую сумму, по сведениям информагентств, цирку обойдутся его гастроли в Москве. В Россию приедет спектакль под названием Varekai. Шоу это довольно старое – оно было поставлено в 2002 году в Монреале театральным режиссером Домиником Шампанем. Но решили привезти именно его как одно из самых успешных и ярких в истории цирка.

Как рассказал «НГ» сам Доминик Шампань, название спектакля на языке цыган означает «где бы то ни было», «где угодно». С одной стороны, название отражает сюжет: юноша, упавший с неба наподобие древнегреческого Икара, попадает в сказочный лес, где с ним начинают происходить разные волшебства и чудесные встречи. С другой – дух путешествия, кочевничества так близок цирку вообще и Cirque du Soleil в частности. «Это история надежды и любви. Она рассказывает о том, что это не важно, в какой ситуации вы оказались в жизни, у вас всегда есть шанс измениться, подняться, вырасти. Снова начать летать. Это очень энергичное и яркое шоу», – добавил режиссер.

Сюжет на первый взгляд простой, но непросты акробатика (все артисты работают без страховочных лонжей) и оформление (только костюмов, расписанных вручную, привезут около 600). Доминик Шампань сравнивает воздушных акробатов, тренирующихся месяцами, чтобы потом выполнить трюк всего в пару секунд, с космонавтами. «Для зрителей акробаты – как Юрий Гагарин. Полеты под куполом также невероятны, как и полеты в космос». О том, насколько это правда, лучше спросить у Ги Лалиберте. Уж он-то теперь точно знает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
701
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2435
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1631
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1257

Другие новости