Через неделю в Москве начинаются гастроли, пожалуй, самого знаменитого цирка в мире – канадского Cirque du Soleil. «Цирк Солнца» в Россию собирался давно, год назад официально объявил об этих планах, подчеркивая, что так хочет отметить свое 25-летие. Начались пресс-конференции, подготовка, ожидание. Время пролетело быстро, и вот перед самыми гастролями мы решили разыскать цирк и расспросить подробнее о том, что нам предстоит. Cirque du Soleil мы обнаружили в космосе.
Самый звездный клоун
В космос, конечно, полетел не весь цирк – это без малого четыре тысячи человек, – но самая главная его часть. Его бессменный руководитель и владелец, вдохновитель, миллионер и просто циркач Ги Лалиберте, который стал седьмым космическим туристом с планеты Земля. Так Лалиберте решил отметить свое 50-летие, принести еще большую славу своему детищу, а заодно провести прямо в космосе социально-экологическую акцию в защиту пресной воды. До Солнца бесстрашный клоун, конечно, не долетел, но провел на МКС 11 долгих космических суток.
Полету предшествовала длительная подготовка. Лалиберте в течение полугода жил в Звездном городке. Каждый день тренировался на космических тренажерах, нырял в специальный бассейн, привыкая к невесомости, крутился на вселяющий ужас центрифуге, десятки раз снимал и надевал скафандр, гордо носил футболку с надписью «Роскосмос дает добро». Каждый день терпеливо описывал в своем блоге нелегкие испытания, выпавшие на его космически-туристскую душу. И главное, не терял чувства юмора, что, по его собственному признанию, помогло ему больше всего. Например, не расставался с клоунским красным носом, который надел на предполетную пресс-конференцию и даже взял с собой на МКС. Причем не один, а девять – для всех членов экипажа. «Моя мечта, чтобы однажды все люди на планете смогли в один момент надеть вот такой клоунский нос. Это символ маленького ребенка. Воплощение того, что я хотел бы делать в жизни», – прокомментировал Лалиберте.
К 30 сентября турист был готов и укомплектован. Вместе с сопровождающими его профессиональными космонавтами россиянином Максимом Сураевым и американцем Джеффри Уильямсом был отправлен на космодром «Байконур». Откуда ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-16» доставила его прямо на небо.
До 9 октября Лалиберте исследовал МКС, любовался Землей через иллюминаторы, ел пюре из тюбиков и учился не переворачиваться вверх ногами, летая по узким коридорам станции, полным проводами и приборами. На 9-е была назначена кульминация его полета – интерактивное шоу, которое прошло одновременно на небе и на земле.
Это шоу назвали первой социально-поэтической миссией. Социальной потому, что его цель – привлечь внимание к проблеме нехватки питьевой воды на Земле, что очень скоро может разрастись в настоящую экологическую и гуманитарную катастрофу. Поэтической потому, что Лалиберте все-таки артист, а значит, бороться за экологию он будет своими, артистическими методами. Девиз шоу – «Вращая землю и звезды ради воды». Причем пока Лалиберте вращал звезды космические, на земле ему помогали звезды земные, среди которых бывший вице-президент США Альберт Гор, певец Боно, актриса Сальма Хайек, актер Мэтью МакКонахи, певица Шакира. Кроме медийных персонажей выступили экологи, правозащитники, активисты, борющиеся за чистую и здоровую планету. Все они читали кусочки из поэмы о воде, которую по случаю написал обладатель Букеровской премии канадский писатель Янн Мартел.
Параллельно в 14 городах мира шли выступления артистов разных жанров, решивших поддержать проект. В Монреале, конечно, выступил с акробатическим этюдом сам Cirque du Soleil, в Париже пели романтический французский шансон, Сидней отличился концертом Тиффани Спейгт в студии Сиднейской оперы, Нью-Йорк – уличным шоу на Times square, Рио – бразильскими ритмами. Отдельным фрагментом стал концерт группы U2. Прямо во время шоу связались с МКС, и на огромном экране, установленном на стадионе, появилось улыбающееся лицо Ги Лалиберте, летающего среди космических проводов. Было чертовски эффектно даже через Интернет – все это безумие транслировалось в прямом эфире, разумеется, по канадскому времени (в Москве тогда было 4 утра). Так что некоторые шоу шли в записи, в том числе и московский кусок. У нас его подготовил Николай Цискаридзе. Он и еще 50 юных танцовщиков из Московской хореографической академии кружились в балетном вихре на сцене пустого зала Малого театра. Получилось красиво и проникновенно – танцевать мы точно умеем. Но вот готова ли Москва поддержать движение за сохранение питьевой воды какими-то иными действиями, вероятно, покажет время.
Откуда едет цирк
Сейчас Ги Лалиберте уже на Земле. Занимается тем, что ему дороже всего на свете. Он все-таки не космонавт и не эколог. Прежде всего он циркач. Актер, клоун, акробат и неутомимый выдумщик. Cirque du Soleil, знаменитый «Цирк Солнца», – его главное достижение, его страсть, смысл жизни последних 25 лет, самый любимый ребенок (кроме того, у него еще пятеро своих детей).
История легендарного цирка начинается почти как в фильмах Феллини: в начале 1980-х горстка бедных артистов бродит по улицам канадских городов, дает нехитрые представления с жонглерами, ходулями, музыкантами, называет себя не слишком благозвучным именем Les Echassiers de Baie-Saint-Paul – «Артисты на ходулях из Бе-Сен-Пол» (по имени родного городишка). Среди прочих в труппе юный Ги Лалиберте, глотатель огня, факир-самоучка. Именно он всего через несколько лет превратит эту маленькую команду в символ Канады – третий по популярности после хоккея и кленового сиропа.
Труппе несказанно везет: три года подряд она проводит в Бе-Сен-Поле культурный фестиваль, а в 1984-м получает от властей Квебека заказ (и 1,5 млн. долл.) на организацию празднования 450-летия открытия Канады Жаком Картье. Представление назвали Cirque du Soleil – «Цирк Солнца».
На следующий год цирк решается на свои первые гастроли – к подножию Ниагарского водопада. И крупно прогорает – чудо природы привлекает туристов больше, чем ходули и глотатели огня. С этого времени Лалиберте начинает серьезно изучать мировое цирковое наследие, посещает разные страны, в том числе и СССР, где встречается, в частности, с Вячеславом Полуниным. Который спустя несколько лет примет приглашение канадского коллеги и почти год будет работать в Cirque du Soleil. Сначала цирк начал покорять Америку, затем – в 1990-м отправился в свое первое мировое турне, а вышедший в 1992-м спектакль Saltimbanko стал первым мировым шоу цирка.
Сегодня Cirque du Soleil иначе как легендой не называют. Более формально говорят, что это самая мощная и динамично развивающаяся цирковая корпорация и одна из самых успешных компаний в мировой индустрии развлечений. В 1984 году на нее работали 73 человека, сейчас – 4 тысячи, из которых четверть – артисты. Семь спектаклей путешествует по миру (на счету Cirque du Soleil 200 городов от Японии до Южной Америки), еще 10 идут на стационарных сценах в Лас-Вегасе, Орландо, Нью-Йорке, Токио. Сердце цирка, его штаб-квартира, главная кухня, где от начала и до конца готовится, придумывается, ставится, шьется и озвучивается очередное представление, находится в Монреале.
По внутренней статистике цирка, за четверть века его шоу посетили 80 млн. человек, только в прошлом году количество зрителей составило 10 млн. Каждый спектакль – высокотехнологичное зрелище, синтезирующее в себе акробатику, клоунаду, танец, музыку, световые эффекты, разнообразие тканей и цветов. Ги Лалиберте удалось совершить переворот в цирковом искусстве за счет нескольких глобальных изменений в видении цирка как такового. Он переориентировал традиционно рассчитанные на детей постановки в шоу для взрослых, воспринимающиеся в одном ряду с мюзиклами и театральными спектаклями. Отказался от арены, заменив ее сценой, убрал представления с животными, значительно сократив расходы. Вместо не связанных между собой номеров предпочел единый сценарий. Отменил диалоги клоунов, чтобы снять любые языковые барьеры и сделать свой цирк по настоящему международным. Кстати, международный он не только снаружи (в смысле гастролей), но и внутри: с ним сотрудничают артисты из 40 стран мира, говорящие на 25 языках. Русских среди них также немало.
Cirque du Soleil все производит сам – от музыки до костюмов, и не жалеет средств на спектакли. Для примера, каждый год костюмерная мастерская расходует более 20 км ткани (только в 2007-м было изготовлено 20 тыс. костюмов), а с 1998 года бригада сапожников изготовила около 5 тыс. пар обуви. Все это богатство, необходимое для постановки шоу, начиная с огромного шатра, цирк возит с собой по миру. Неудивительно, что он выбирает самые большие площадки, а стоимость билетов достигает нескольких сотен евро.
Что нам предстоит
В Москве Cirque du Soleil разместится в Лужниках, превратившихся на два месяца в цирковой городок, над которым будет доминировать Большой купол. Чтобы перевезти его и все остальное необходимое оборудование, потребуется около 70 трейлеров и 10 млн. долл. – именно в такую сумму, по сведениям информагентств, цирку обойдутся его гастроли в Москве. В Россию приедет спектакль под названием Varekai. Шоу это довольно старое – оно было поставлено в 2002 году в Монреале театральным режиссером Домиником Шампанем. Но решили привезти именно его как одно из самых успешных и ярких в истории цирка.
Как рассказал «НГ» сам Доминик Шампань, название спектакля на языке цыган означает «где бы то ни было», «где угодно». С одной стороны, название отражает сюжет: юноша, упавший с неба наподобие древнегреческого Икара, попадает в сказочный лес, где с ним начинают происходить разные волшебства и чудесные встречи. С другой – дух путешествия, кочевничества так близок цирку вообще и Cirque du Soleil в частности. «Это история надежды и любви. Она рассказывает о том, что это не важно, в какой ситуации вы оказались в жизни, у вас всегда есть шанс измениться, подняться, вырасти. Снова начать летать. Это очень энергичное и яркое шоу», – добавил режиссер.
Сюжет на первый взгляд простой, но непросты акробатика (все артисты работают без страховочных лонжей) и оформление (только костюмов, расписанных вручную, привезут около 600). Доминик Шампань сравнивает воздушных акробатов, тренирующихся месяцами, чтобы потом выполнить трюк всего в пару секунд, с космонавтами. «Для зрителей акробаты – как Юрий Гагарин. Полеты под куполом также невероятны, как и полеты в космос». О том, насколько это правда, лучше спросить у Ги Лалиберте. Уж он-то теперь точно знает.