0
858
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

25.09.2009 00:00:00

Все вместе без исключений

Тэги: москва, биеннале, искусство, гараж


Сегодня в Москве официально стартует Московская биеннале современного искусства. Биеннале проходит в Москве в третий раз и на ее подготовку каждый раз уходит два года. Неудивительно, что теперь уже можно сказать традиционное событие претендует на беспрецедентность, если не по важности, то пока хотя бы по количеству. В самом деле, выставки биеннале не просто проходят на всех важнейших площадках столицы – создается впечатление, что к этому месячному арт-марафону попытались присоединиться все кому не лень. Будь то благотворительный аукцион в театре «Практика» или совершенно архивная выставка, посвященная истории советской экспериментальной музыки начала XX века, в Art Banking Club. Или вообще академический проект, посвященный бумажной архитектуре 1960–1970-х годов в Третьяковке. Проекты хорошие, но как-то малобиеннальные. И вот тоже в струе.

От количества событий и часто совершенно бестолковых описаний, размещенных на официальном сайте биеннале, рябит в глазах – растеряться  проще простого. Нет здесь и сводной программы мероприятий, по которой можно было бы легко ориентироваться во времени работы выставок и их месторасположению. Так что, зритель и потребитель искусства, придется тебе самому без подсказок выбирать, в каких галереях провести ближайший месяц (биеннале продлится до 25 октября).

Начать все же следует с основной экспозиции, разместившейся в ЦСК «Гараж», – как-никак остальная программа является рамочной по отношению к этому смысловому ядру. Показательно уже то, что биеннале переместилась именно в «Гараже», который за прошедший год проделал колоссальную работу по превращению автобусного парка в одну из важнейших и интереснейших площадок Москвы (основная программа первой биеннале размещалась в музее им. Ленина, второй – вообще была разбита на пять отдельных кураторских проектов).

Основной проект пригласили курировать Жана-Юбера Мартена, человека знаменитого, куратора Национальных музеев Франции и Лионской биеннале (2000 года), бывшего директора парижского Центра Помпиду и дюссельдорфского Kunst Palast, автора нашумевших выставок  «Москва–Париж» и «Москва–Берлин». Помимо этого Мартен был членом жюри премии Кандинского, так что с современным российским искусством познакомиться успел.

С самого начала Мартен заявил, что главное, на чем он сосредоточится, это отсутствие строгой темы (художников ничего не должно сдерживать в их творчестве) и международность проекта (Мартен любит смешивать разные экзотические культуры, недаром он возглавлял парижский музей искусства Африки и Океании). Отсюда и название – «Против исключения». Звучит абстрактно и предполагает сколь угодно широкий национальный и географический охват, разнообразие культурных пространств и художественных высказываний.

В кураторском манифесте Мартен обозначает, что цель нынешней биеннале «объединить понятия «глобализации» и «уникальности» через демонстрацию произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений». Его интересуют не художники, представляющие конкретную страну, а творческие индивидуальности вне зависимости от места их рождения. В итоге таких набралось 80 человек из 25 стран мира.

Разумеется, подобная свобода предполагает не менее широкий спектр техник – от традиционного масла до видеоарта. Благо с любого рода произведениями – будь то монументальные холсты или масштабные инсталляции в «Гараже» – как раз есть где разместиться. Достаточно вспомнить, как уместно смотрелся там кабаковский автобус на самой первой выставке центра. Или работы прекрасного британского скульптора Энтони Гормли, выставка которого закрылась буквально накануне биеннале. Гормли, собственно, собирался остаться и на биеннале: его проект «Горизонт событий» – около 30 скульптурных автопортретов в натуральную величину – должен был украсить крыши домов на Театральной площади и стать, возможно, самым заметным проектом биеннале. Но против современного искусства выступили чиновники: выставка отменилась из-за бумажной волокиты.

Не повезло и еще одному специальному гостю (всего специальных гостей ожидалось восемь) – французскому художнику Бертрану Лавье. Для его проекта просто не нашлось подходящего пространства.

Собственно из зарубежных специальных гостей в этом случае остались только голландская Мастерская ван Лисхаут на Винзаводе и бельгиец Люк Тюйманс у BAIBAKOV art projects. Первая привезла пару скульптурно-архитектурных инсталляций на темы проблем современного общества. Второй, пожалуй, самый именитый художник на нынешней биеннале, – два десятка монументальных холстов, похожих на полинявшие фотографии (интервью с Люком Тюймансом читайте в следующем номере «НГ-антракта»).

Остальные наши: новые фотографии и видео Ольги Чернышевой, размещенные Борисом Гройсом в музее Щусева, звуковые инсталляции Владимира Тарасова, показываемые Ольгой Свибловой в «Манеже», фотографии времен нонконформизма фотографа-семидесятника Владимира Сычева в ГТГ на Крымском; и, наконец, коллажи Михаила Гробмана в ММСИ, который, конечно, заявлен как израильский гость, но на самом деле тоже наш, шестидесятник, эмигрант.

Специальная и параллельные программы включают более сотни проектов, под которые заняты несколько десятков московских площадок. Причем иногда неожиданные. Как, например, улица Краснодонская в районе станции метро «Волжская», где разместился проект-инсталляция «Спальный район» (около 70 арт-кроватей, созданных разными художниками). Или Московский зоопарк, где пройдет выставка под названием Omne Animal. Не менее завидное разнообразие жанров проектов – здесь не только классические галерейные выставки, но и, например, музыкальный перформанс «ВидеоНоты», который состоится только один раз 28 сентября в Московском Международном доме музыки. Или серия экскурсий художника Евгения Фикса, посвященных истории американских коммунистов в Москве. Или так называемый «квартирник» – квартирная однодневная выставка, дань нонконформистскому прошлому, которая прошла вчера в галерее «ГОЗ».

Описать все проекты, разумеется, невозможно, но о некоторых из них упомянуть все же хочется. Так, в помещении ПRОЕКТ_FАБRИКА проходит практически искусствоведческая выставка-исследование «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» и проект «Рабочее движение», демонстрирующий инсталляции Николая Полисского и его коллег и апеллирующий к проектному мышлению начала XX века.

ГЦСИ вспоминает историю художественного товарищества «Искусство или смерть», из которой выросли Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Николай Константинов. Фонд «Екатерина» в проекте «Лицо. Образ. Время» исследует одну из магистральных тем мирового изобразительного искусства – изображение человека. Один из проектов в ММСИ посвящен пропаганде феминистской идеи Музея женского искусства в России, а в соседнем зале разместилась симпатичная инсталляция Андрея Бартенева «Шведская стенка». Выставка в ГТГ на Крымском валу изучает многогранную тему игрушки как материала, атрибута и символа в искусстве XX века. В проекте «Новая Старая Холодная Война» на «Красном Октябре» художники из России и стран бывшего постсоветского блока рассуждают о том, как и почему мир делится по принципу «свой–чужой». LABORATORIA Art&Science Space представляет интересный проект «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии» – коллекцию документальных фильмов о произведениях искусства, созданных с использованием новейших технологий XXI века (искусственной жизни, робототехники, био- и генной инженерии). В центре современного искусства M'ARS проходит международный ежегодный фестиваль цифрового искусства Art Digital.

Не менее разнообразна и параллельная программа, которая представляет колоссальное количество персональных и коллективных выставок. «Крокин галерея» отмечает 35-летие знаменитой «Бульдозерной выставки», галерея «Файн арт» предлагает симпатичную выставку фотографа Сержа Головача, посвященную знаменитому объединению начала XX века УНОВИС, а проект REALLY? в центре ARTPLAY, в котором приняли участие Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Богдан Мамонов, посвящен выявлению изменений, которые происходят в современной культуре. И так далее, и так далее. Короче, совершенно «против исключения».

Ко всему прочему к биеннале в этом году решила присоединиться и пятидневная «Арт-Москва», традиционно проходящая в мае. Возможно, организаторам ярмарки показалось, что биеннале поможет галеристам привлечь покупателей. О том, что московский рынок современного искусства предлагает не только посмотреть, но и купить, читайте ниже. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
723
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2462
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1654
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1275

Другие новости